Для чего нужен байпас в отопительных системах. Назначение байпаса на отопление. Зачем нужен? Принцип работы и правила монтажа Шайба на байпас в системе отопления

03.10.2023

При условии, конечно, что она спроектирована, смонтирована и отлажена правильно, представляет собой весьма сложный «организм», в котором каждый «орган» выполняет определенную важную функцию. Частенько хозяева домов или квартир даже не задумываются о том, какая роль отводится тому или иному элементу системы: всё работает – да и ладно…

А между тем, владеть такой информацией никогда не будет лишним. Правильно говорят, что знание – вооружает, и человеку, имеющему представление о предназначении и важности любого из приборов или устройств системы, гораздо проще эксплуатировать ее, не доводя до аварийно-опасных ситуаций. Он точно знает, каких показателей можно ожидать от своего оборудования. И, в конце концов, у него намного меньше шансов стать «жертвой» для недобросовестных мастеров-сантехников (а иногда – и вообще полнейших проходимцев), готовых с деланно важным видом «слупить» нереальные деньги за совершенно пустяковую работу.

Вот, например, многие наверняка слышали мудреное название «байпас», но очень туманно представляют, что он из себя представляет и для чего нужен. А между тем, роль этого нехитрого, в принципе, элемента – сложно переоценить. Давайте и рассмотрим поближе байпас в системе отопления что это такое, и какая функциональность на него возлагается.

В чем заключается сам принцип байпаса

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики. Нередко на байпас ставятся управляющие устройства – от простых вентилей до автоматических приборов, изменяющих сечение прохода в зависимости от перемены внешних условий.


Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

Байпас, как элемент обвязки радиатора отопления

Для чего требуется байпас на радиаторе?

Чтобы понять смысл установленной перемычки на батарее, необходимо представить, как работает в многоэтажном доме. А она чаще всего организуется по однотрубному принципу – это и дешевле, и проще в исполнении.

Смысл в том, что радиаторы расположены последовательно на одной трубе. Коллекторы подачи и обратки обычно располагаются в подвальном помещении дома, где организуется теплопункт с элеваторным узлом. От коллектора подачи вверх поднимется стояк. Здесь возможны два варианта. В первом – стояк поднимается до высшей точки, а откуда теплоноситель опускается вниз по трубе, на которой и стоят все радиаторы, от верхнего до нижнего этажа (это называется стояк с верхней подачей). Применяется и несколько другая схема, с так называемой нижней подачей, когда уже на пути вверх теплоноситель начинает отдавать тепло на последовательно расположенных радиаторах, а затем – еще и на обратном пути. В любом случае, это кольцо замыкается на обратном коллекторе. Обе этих схемы наглядно показаны на иллюстрации ниже.


Не нужно, наверное, никаких особых познаний, чтобы в уме смоделировать ситуацию, которая случится в случае выхода из строя ЛЮБОГО из радиаторов в такой «цепочке». Отключение аварийного прибора немедленно прерывает весь контур, и он становится неработоспособным. А для снятия батареи еще и потребуется полностью сливать воду со всего стояка.

А проблема решается очень просто – каждый из установленных в подобном контуре радиаторов должен иметь перемычку между трубами подводки, неподалеку от точек врезки – тот самый байпас. Схема практически не меняется, но ее «живучесть» резко возрастает.



Если с диаметром и расположением байпаса все же следует придерживаться определенных правил, то про высоту этой перемычки не сказано нигде ни слова. То есть это – вполне приемлемое и работоспособное решение.

Но, конечно, не стоит впадать и в крайности. Трудно понять, чем руководствовался мастер, выполнивший «шедевр», показанный на иллюстрации ниже.


Иногда в интернете натыкаешься и на вот такие «натюрморты»…

Да, такая обвязка будет работать, а «специалист», видимо, весьма далек от вопросов эстетичности выполненных им работ. Но куда смотрели хозяева квартиры?! Или это так специально ими задумано?

Кратко – о других случаях применения байпаса в системах отопления

Байпас, как элемент обвязки циркуляционного насоса

Еще не столь давно автономные системы отопления в частных домах преимущественно создавались по принципу естественной циркуляции теплоносителя по контурам. Это было вызвано, в большей мере, большим дефицитом на насосное оборудование и высокой стоимостью таких насосов. А настоящее время ситуация кардинально изменилась, и многие хозяева переделывают даже свои старые системы пол принудительную циркуляцию, благо – это совсем не сложно.

Использование циркуляционного насоса дает массу разноплановых преимуществ, но имеется и один весьма существенный недостаток – это энергозависимость. В тех населенных пунктах, где перебои с подачей электроэнергии случаются довольно часто, приходится принимать определённые меры, чтобы в случае длительного отсутствия напряжения не остаться вообще без отопления.

Цены на циркуляционный насос

циркуляционный насос


По исполнению насосный узел может несколько отличаться – его можно собрать самостоятельно или приобрести уже в готовом виде. Главное же – в его сути. Для естественной циркуляции предусмотрен прямой проход жидкости через трубу (обычно узел ставиться на обратке в районе котла, но это необязательное требование). При работе же насоса теплоноситель проходит именно через него, а прямой путь перекрывается. Все просто до невозможности!

Смена направления течения теплоносителя может проводиться в ручном режиме – тогда на прямом участке трубы устанавливается запорный шаровой кран. Вместо такого крана, может стоять и автоматический клапан – он сам будет срабатывать на отсутствие принудительного потока через байпас, открывая основной проход. Есть схемы и с так называемым инжектором, правда, широкого применения они не снискали.

Ну а насос на байпасе также с обеих сторон окружен кранами – они необходимы для свободного демонтажа прибора, если в этом возникнет необходимость. При перекрытых кранах насос можно снять, не прибегая в опорожнению всего контура системы.

Для чего нужен и как правильно выбрать и установить циркуляционный насос?

Система отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя выгоднее по всем параметрам – она экономичнее, легче в управлении и проще в точной настройке. Как устроен , с какими критериями подойти его выбору, сложно ли установить его самостоятельно – читайте в специальной публикации нашего портала.

Байпас, как элемент смесительного узла водяного «теплого пола»

Стремительно завоёвывающие популярность среди домовладельцев водяные «теплые полы» требуют особого температурного режима. А это означает, что необходим специальный узел, где теплоноситель будет доводиться до «кондиции», то есть до уровня нагрева, допустимого в контурах, проложенных в толще пола. Элементом такого узла всегда является байпас – перемычка, которая служит для обеспечения подмеса остывшего теплоносителя из трубы обратки в поток из магистрали подачи.

Как правило, байпас в таких схемах завязан с трёхходовым краном или термостатическим регулятором. Именно этот прибор «руководит» количеством остывшего теплоносителя из обратки, которое через байпас подается в смесительный узел.


Пояснение дано, конечно, несколько упрощенно, но это потому, что на страницах нашего портала изготовлению смесительного узла для системы подогрева полов уделено отдельное внимание.

Можно ли собрать смесительный узел для «теплого пола» самостоятельно?

Да, и это не настолько сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Если вы решили собрать – то вам по этой ссылке к соответствующей статье-инструкции.

Перемычка-байпас может стоять и на коллекторе «теплого пола» или разводки по контурам радиаторов отопления – она зачастую соединяет «гребенки» подлеющего и обратного коллекторов. Здесь у байпаса уже несколько иная роль.


Дело в том, что насос создает общее давление в коллекторе, и его приходится подстраивать для каждого контура отдельно, в зависимости от его особенностей: диаметра, протяжённости и т.п. – для этого предусмотрены специальные балансировочные клапаны. В ходе работы автоматика контуров может прикрывать или даже полностью запирать временно некоторые из них. Но чтобы эти перепады не сказывались на работе насоса, чтобы не создавалось ненужных областей повышенного давления или, наоборот, разрежения, чтобы не допустить даже вероятности гидравлического удара, необходимо устройство, которое нивелирует все подобные перепады. Эту функцию и берет на себя байпас между подающим и обратным коллектором.

Байпас, как элемент обвязки котла отопления

Еще один случай применение байпаса в системе отопления – это создание так называемого «малого контура котла».

Сразу отметим, что такой контур нужен далеко не всегда – он больше характерен для , так как именно в них температуры, создаваемые в камере сгорания, труднее всего поддаются регулированию. А особенно это важно в том случае, если котел оснащен чугунным теплообменником.

Почему? Температуры сгорания древесины – в несколько раз выше, чем природного газа, а кроме того, процесс сопровождается очень большим выбросом продуктов сгорания со сложной химической структурой, которые осаждаются в виде сажи.

Самый «опасный» период работы котла – это время его прогрева. За счет очень высокой разницы температур, характерной для твёрдого топлива, на теплообменнике и в дымоходной системе выпадает большое количество конденсата, к которому сажа липнет, как на клей. Но это еще – не самое страшное.

Представьте, что необходимо прогреть большой объем теплоносителя для всей системы отопления. Это займет немало времени, и в течение этого срока теплообменник котла будет испытывать колоссальные напряжения, так как в его нижнюю часть поступает холодная жидкость, а в верхней части температур уже совсем другого порядка! Внутренние напряжения стенок на этом цикле достигают максимума, а чугун, как известно, не обладает должной пластичностью, и от таких «тепловых ударов» может дать трещину. Не сильно полезны подобные разницы температур и для стального теплообменника -= это прямой путь к ускорению коррозионных процессов.

Одним словом, чтобы максимально увеличить долговечность оборудования и поднять уровень безопасности его эксплуатации, необходимо свести к минимуму этот сам цикл прогрева, когда разница между температурой в «обратке» и на выходе из котла достигает наибольших величин. Для этого и создается с помощью перемычки-байпаса малый контур котла.


Обратите внимание на приведенную иллюстрацию. Между магистралью подачи, выходящей из твёрдотопливного котла, и трубой «обратки» установлена перемычка (она обведена белым эллипсом). В нижней её части вместо тройника устанавливается термостатический прибор – это может быть трёхходовой кран, настроенный на определенную температуру срабатывания (например, 60 градусов).


При запуске котла, пока температура в «обратке» низкая, трёхходовой кран полностью перекрывает выход в общий контур системы, то есть циркуляция теплоносителя происходит только по малому системы, через байпас. Естественно, столь незначительный объем прогревается быстро, и теплообменник котла не будет долго испытывать того негатива, о котором сказано выше.

При достижении в малом контуре нужной температуры, трёхходовой кран начинает приоткрывать вход из трубы «обратки», то есть в циркуляцию постепенно вовлекается теплоноситель из общего контура отопления. И так будет продолжаться до тех пор, пока котел очень плавно не выйдет на заданную мощность нагрева. В течение всего цикла прогрева в теплообменник котла поступает жидкость примерно одинаковой температуры, да и вся система отопления запускается ровно и плавно, без совершенно не нужных скачков.

* * * * * * *

Итак, были рассмотрены основные случаи применения перемычек-байпасов в системах отопления. Если читатель убедился в важности этого элемента, получил представление о принципе его функционирования, то автор считает, что написанием этой публикации он достиг поставленной цели.

Разбираясь в устройстве отопительных систем, люди часто задаются вопросами назначения и устройства тех или иных узлов. Типичным тому примером является байпас – неподготовленный человек вряд ли скажет, что это такое и для чего оно нужно. Байпас – это резервный путь протекания теплоносителя на тех или иных участках отопительных систем. Он призван обеспечить безопасность работы отопления, создать оптимальное распределение и предоставить условия для удобного ремонта или замены оборудования.

Конструкция байпаса

Слово «байпас» переводится с английского языка как «обход». То есть, этот узел он создает некий обходной, резервный путь для протекания воды, электроэнергии, газовой среды. Например, в электрических стабилизаторах байпас позволяет временно исключить прохождение электрической энергии через стабилизирующий узел – энергия из городской сети протекает к потребителям по «запасному» пути. Примерно то же самое реализуется в отопительных системах.

Конструкционно байпас представляет собой обходную трубу, врезаемую параллельно котлу, радиаторной батарее или циркуляционному насосу. Например, в случае с радиаторами эта труба соединяет между собой подающую и обратную трубы. В результате теплоноситель протекает не только через отопительный прибор, но и через перемычку. Для чего это нужно – будет рассказано чуть позже, на конкретных примерах.

Фактически система байпас – это не более чем одна металлическая или пластиковая труба, обеспечивающая протекание теплоносителя по альтернативному (запасному, обходному, резервному) пути.

Байпасная линия нередко включает в себя вентили, иногда в количестве нескольких штук. Например, при подключении циркуляционного насоса ставится по одному вентилю перед насосом и после него, еще один вентиль устанавливается непосредственно на байпасе. Такая схема позволяет реализовать переключение между естественной и принудительной циркуляцией. Также монтаж вентилей обеспечивает возможность быстрого и безопасного извлечения насоса для его ремонта или обслуживания.

Применение байпаса

Давайте посмотрим, для чего нужна система байпас на конкретных примерах. Заодно разберемся в особенностях монтажа и конструкционных особенностях.

Правильное подключение радиаторов

Байпас в системе отопления нужен для обеспечения безопасной эксплуатации отопительного контура и оптимального распределения тепла. Чаще всего он встречается в однотрубных контурах, применяемых для обогрева частных и многоквартирных домов. Без байпасных узлов обойтись здесь проблематично, так как это чревато проблемами.

Для начала вспомним, что представляет собой однотрубная система отопления. Это контур, состоящий из одной трубы, последовательно проходящей через все радиаторы в доме/квартире. Такая схема чрезвычайно проста в монтаже и серьезно экономит материалы. Но ее применение делает отопление несбалансированным – температура теплоносителя, по мере прохождения радиаторов, будет все меньшей. В результате последние в контуре батареи будут холодными.

Решение проблемы с распределением теплоносителя

Данная проблема может быть решена несколькими способами:

Первый вариант сулит серьезные расходы – большие батареи стоят дороже маленьких. Второй вариант решает проблему далеко не полностью – даже очень интенсивная циркуляция вряд ли поднимет температуру на конечном участке до необходимой нормы.

  • Тщательным подсчетом количества секций – соответственно, чем меньше температура теплоносителя, тем больше нужно секций для отдачи необходимого количества тепла в помещение;
  • Монтажом циркуляционного насоса – он обеспечит принудительную циркуляцию, тем самым обеспечивая быструю подачу теплоносителя к дальним радиаторам;
  • Установкой байпаса на радиаторе – байпасные узлы монтируются на всех батареях, соединяя их входы и выходы.

Установка байпаса в системе отопления станет оптимальным вариантом. Соединяя между собой входы и выходы радиаторов, байпасная линия обеспечит подачу горячего теплоносителя к дальним приборам. Рассмотрим преимущества такой схемы:

  • Оптимальное распределение тепла в системе – часть теплоносителя будет течь дальше, практически не меняя своей температуры;
  • Возможность раздельной регулировки температуры в каждом помещении – для этого батареи оснащаются термостатическими клапанами;
  • Легкость ремонта без остановки всей отопительной системы – система байпас обеспечит беспрепятственное протекание теплоносителя к следующим батареям, в то время как сломавшийся радиатор можно будет легко демонтировать для ремонта или замены.

Таким образом, третий вариант является оптимальным.

Температура в контуре при использовании байпаса падает, но ненамного, что увеличивает длину одной линии. Нередко применяется комбинация из байпасной линии и циркуляционного насоса.

Байпасы в многоэтажном строительстве

Применение байпаса в отоплении многоэтажных домов давно стало нормой – наличие этого узла позволяет создать систему отопления «ленинградка». Традиционные однотрубные контуры отличаются дешевизной – не нужно тянуть по дому двойной комплект труб. Но у них есть определенные недостатки. Например, когда какой-то участок контура засорится, перестанет работать вся линия, так как в ней нарушится циркуляция теплоносителя.

Байпас в системе отопления – это оптимальное решение при использовании однотрубной схемы прокладки отопительных труб.

Страдает и ремонтопригодность – если в линии образуется протечка, это вызовет падение давления и температуры. В результате этого система резко потеряет свою эффективность. Байпас в системе отопления полностью решает данную проблему. Будучи установленным на каждую батарею, он делает их автономными. Они легко поддаются замене и ремонту, а при необходимости, пользователи смогут перекрыть подачу тепла, чтобы снизить температуру в квартире – это не вызовет нарушения работы всего контура.

Некоторые правила установки

Устанавливая байпас в отоплении однотрубного типа, необходимо придерживаться одного строгого правила – на самой байпасной линии не должно быть никакой запорной арматуры (кранов). Если установить здесь кран, но возможно полное перекрытие контура со всеми вытекающими отсюда проблемами. В многоэтажных домах это строжайше запрещено – вы можете установить запорную арматуру на радиаторах, но только не на байпасах.

Что касается частных домовладений, то здесь использование кранов на байпасе приводит к личной ответственности – если в контуре из-за перекрытия случится авария (например, перегреется и выйдет из строя котел), то это будут исключительно ваша проблема.

Есть еще одно правило, не менее важное – для того чтобы обеспечить нормальную работу батарей и протекание теплоносителя к следующим радиаторам, необходимо установить байпасы на два размера меньше, чем основная труба. В этом случае будет создан оптимальный баланс распределения горячего теплоносителя.

Байпас и циркуляционный насос

Системы отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя отличаются более высокой эффективностью. Они обеспечивают равномерное и быстрое распределение тепла по всей системе отопления. Применяя насосы, необходимо обязательно уделять внимание наличию байпасных линий. Байпас для циркуляционного насоса с обратным клапаном позволит:

  • Мгновенно переключаться с принудительной циркуляции на естественную – это необходимо при отключении электроэнергии;
  • Оперативно менять сломанные насосы без остановки контура;
  • Предотвратить движение теплоносителя в обратную сторону – за это отвечает обратный клапан.

Переключение с одного вида циркуляции на другой выполняется с помощью запорной арматуры. Два крана ставятся на участок с насосом и один – непосредственно на сам байпас.

Устанавливая в системе отопления байпас с насосом, мы получим возможность быстро менять насосные узлы при их поломке. Типичный тому пример – самый разгар зимы, а насос вдруг начал гудеть, распространяя гудение по металлическим трубам на весь дом. Поверьте, хорошего в такой ситуации мало. Во-первых, назойливое гудение действует на нервы. А во-вторых, неисправный насос может в любое время «встать» намертво, из-за чего контур окажется неработоспособным.

Оперативная замена насоса

Для того чтобы беспрепятственно поменять насос в системе, где байпасная линия отсутствует, придется полностью сливать теплоноситель. Предварительно дожидаемся его остывания, чтобы не обвариться. Далее сливаем всю систему, меняем насосный узел и начинаем кропотливую работу по заполнению системы по всем правилам. Таким образом, на все это ушло бы несколько часов.

Если в системе стоит байпас с насосом, то замена производится в четыре шага:

  • Открываем кран на байпасной линии, закрываем краны на насосе;
  • Выкручиваем из контура насос и прикручиваем другой;
  • Восстанавливаем подачу теплоносителя и, выкрутив винт на передней части корпуса, удаляем воздух;
  • Закрываем кран на байпасной линии.

Продолжительность данной процедуры составляет максимум полчаса. И все это без остановки отопительной системы.

Байпасы в обвязке котлов

Для того чтобы избежать образование конденсата, необходимо избавиться от разницы температур в обратной и подающей трубах.

Байпасные линии активно применяются в связках с твердотопливными отопительными котлами. Они нужны здесь для противодействия образования коррозии. Твердое топливо сгорает при довольно высоких температурах, а загружая на старте системы полную топку, мы подвергаем теплообменники мощным нагрузкам. В это же самое время через них протекает холодный теплоноситель, что вызывает образование конденсата.

Байпасный клапан – это трехходовой термостатический клапан, призванный обеспечить быстрый прогрев малого контура. То есть, нагревающийся теплоноситель сначала циркулирует вблизи котла, температура в обратной и подающих трубах быстро выравнивается. После этого клапан приоткрывается, начиная подавать теплоноситель из общего контура. Такой подход позволяет избавиться от образования конденсата на этапе старта системы.

Байпас в системе водоснабжения

Байпасные линии используются не только в отопительных системах, но и в системах подачи воды. Типичный тому пример – использование резервного проточного водонагревателя в летнее время, когда горячее водоснабжение отключается на 2-3 недели. Многие потребители спасаются проточными водонагревателями, встраивая их в водопроводы на постоянной основе.

Когда подача горячей воды прекращается в связи с плановыми ремонтными работами, потребители переключают подачу холодной воды на водонагреватели. Открываем кран с холодной водой, а из него течет горячая – отличное спасение в летний период. Как только горячее водоснабжение будет восстановлено, производится переключение подачи холодной воды через байпас, а водонагревательное оборудование отключается.

Также возможна организация подключения, чтобы подготовленная в водонагревателе вода текла все-таки через «горячий кран», а не через «холодный».

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

    Показать всё

    Общие сведения

    Байпасный обвод - это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

    Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой - к выводящему.

    Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

    Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе - между байпасом и выходным отверстием устройства.

    Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

    • облегчается обслуживание отопительной системы;
    • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
    • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
    • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

    КАК СДЕЛАТЬ БАЙПАС ИЗ ПРОПИЛЕНОВОЙ ТРУБЫ

    Основные виды

    Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

    • автоматические;
    • с механическим управлением;
    • нерегулируемые.

    Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

    Нерегулируемая обводная труба

    Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

    Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

    Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок - меньшим.

    Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

    Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

    Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

    Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

    Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева - обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

    Байпас где нужно ставить,а где нет.

    Автоматические конструкции

    Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

    Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

    В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.


    Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

    • инжекционный;
    • клапанный.

    В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

    Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

    Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды . При попадании грязи это приводит к его поломке.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

    Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

    Перевод ГРП на байпас

    Предназначение байпасного участка

    Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

    Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

    В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

    С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

    Для отопительных батарей

    Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

    При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

    Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

    При подключении насосного оборудования

    Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

    Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.


    Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса - непосредственно на линии магистрали.

    Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода - это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура - обратный клапан.

    Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола - не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

    Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

    Особенности монтажа

    Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

    • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
    • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
    • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

    Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

    На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

    На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

    Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

    Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

    Довольно простое инженерное устройство - байпас - дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем неплохо, не правда ли?

Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его монтажа.

Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.

Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.

Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

Галерея изображений

Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

Байпас в системе отопления – неотъемлемая деталь установки отопительной системы, которая внешне представляет собой перемычку или кусок трубы, вмонтированную на теплотрассе по параллели с основной линией. С ее помощью можно решать различные задачи, поэтому она неизменно присутствует в любой схеме и является одним из важнейших элементов. О способах применения байпаса должны знать специалисты и рядовые владельцы жилых помещений, чтобы вовремя предотвращать возможные неполадки и обращаться за помощью.

Что такое байпас для системы отопления

Байпас возвращает переизбыток теплоносителя в магистраль стояка

Байпас – это небольшой участок трубы, смонтированный так, чтобы путь для носителя тепла проходил сквозь сам прибор и в обход агрегата. Сам термин происходит от английского слова bypass, которое переводится как “перепуск” либо “обход”. Тип и строение элемента зависят от решаемой задачи, он может иметь форму трубопровода обводного типа или участка, представляющего прямую линию, которая нужна для соединения обратной и подающей магистралей. Деталь может устанавливаться:

  • на радиаторах в системах однотрубного закрытого либо открытого типа;
  • рядом с циркуляционным насосом, функционирующем в самотечной тепловой сети;
  • в качестве перемычки между обраткой и подачей, которая образует маленький циркуляционный контур;
  • в смесительных узлах.

Стандартный байпас на отопление может быть управляемым и неуправляемым, во втором случае его постоянно держат открытым, чтобы жидкость свободно проходила через путь. Нередко в частных и многоквартирных домах на такие перемычки ставят управляющее устройство, это может быть вентиль или специальный прибор, способный менять сечение прохода.

Разновидности изделий

Все байпасы, используемые в теплосети, разделяют на три разновидности с учетом варианта запорной арматуры и назначения самого прибора. В целом они работают по одному принципу, но у каждой разновидности есть свои характерные особенности.

Автоматический

Автоматический байпас устанавливают в систему с чистым теплоносителем без примесей

Вариант автоматического типа способен функционировать автономно, его не понадобится регулировать дополнительно. Он выглядит не как байпасная стандартная труба, а представляет собой резиновый клапан, применяемый совместно с насосом циркуляции. После включения давление клапана прокладывает путь теплому носителю, в выключенном режиме автоматически закрывает.

Автоматический байпас устанавливают только в системах снабжения горячей водой и отоплением с чистыми носителями без примесей, поскольку любая грязь, ржавчина или налет провоцируют деформацию прибора.

Ручной

Такой вариант работает по механическому принципу путем ручного открытия и закрытия крана, который должен находиться в центральной части перемычки. Байпас этого типа, применяемый в конструкциях для обогрева помещений, обычно дополнен трехходовым либо шаровым краном, оба типа отличаются только строением и функционируют абсолютно одинаково.

Нерегулируемый

Байпас нерегулируемый на обвязке радиатора – краны отсутствуют

Байпас нерегулируемого типа на радиаторе отопления является простой трубой без вспомогательного оборудования, которая все время открыта. Жидкость внутри нее способна двигаться произвольно, что не дает возможности менять скорость и интенсивность движения носителя. Монтаж таких устройств уместен лишь для подключения агрегатов, которые способны качественно обогреть помещение.

Где используется байпас

Байпас должен поддерживать всю систему в работоспособном состоянии даже в том случае, если один из ее элементов сломается, либо будет отключено электричество. Все агрегаты, которые подключаются при помощи устройства, можно без труда отсоединить от основы, для этого понадобится только закрыть два крана, после носитель тепла пойдет по обводному пути.

Правильный байпасный простой трубопровод устанавливают на расстоянии вытянутой руки от пола либо выше. Это минимальные требования к его установке в соответствии с нормами.

На обвязке радиаторов

Перемычка применяется только для радиаторных устройств, функционирующих в однотрубных конструкциях отопления, она не нужна для двухтрубных контуров, так как в этом случае все агрегаты будут подключены параллельно каждому. Поскольку однотрубная разводка требует последовательного подключения, теплоноситель будет остывать по мере приближения к каждому прибору, дальние из которых получат минимум тепла. Эту проблему решает байпас, помогающий сделать потоковое движение независимым и помочь теплоносителю проходить непосредственно внутрь радиатора.

На циркуляционном насосе

Байпас усиливает эффективность циркуляционного насоса

Насос циркуляционного вида подключают при помощи прибора только в конструкциях с естественной циркуляцией, в этом случай байпас нужен лишь для усиления эффективности работоспособности. Это хороший вариант для систем, в которых установлен коллектор разгонного типа, а также трубы с соблюдением нужного уклона и диаметра. Системы с принудительной циркуляцией не требуют установки байпаса.

Для теплого пола

В теплых полах любого типа постоянно ставят смесительный узел с байпасным обводным трубопроводом. Сама перемычка нужна, чтобы работа теплого пола шла без перебоев, это важный элемент, без которого система не сможет функционировать. В покрытиях с подогревом должна все время сохраняться определенная температура, байпас отвечает за ее регулировку и доведение до необходимого значения.

Инструкция по установке

Чтобы не сделать ошибок во время установки и провести правильный расчет, нужно учитывать нюансы подсоединения байпаса. Монтировать трубку можно при создании новой системы либо ремонтировании установленной конструкции. Во втором случае понадобится устанавливать запорную арматуру, патрубки и тройники из полипропилена либо других материалов. Если речь идет о подсоединении радиатора, нужно помнить:

  • обводное сечение внутри должно быть менее одного шага в диаметре трубы магистрального типа;
  • установка байпаса проводится на минимальной дистанции от радиатора;
  • в многоквартирном доме на байпас не разрешается ставить краны.

Соблюдение стандартных правил установки и эксплуатации байпаса поможет обеспечить полную работоспособность системы и избежать возможных аварийных ситуаций.