Спуск на карабине по веревке. Самостраховка на дюльфере, безопасность. Как дюльфернуть на всю длину веревки

17.03.2024

Такие ситуации возникают нечасто, но все же… представьте, что вам нужно спуститься по веревке, но под рукой нет спусковика. Ни «лесенки», ни «восьмерки», даже захудалого карабина – и того нет. Вот тут-то и понадобится опыт предков – классический метод Дюльфера!

Спуск методом Дюльфера

Альпинист Ханс Иоханнес Эмиль Дюльфер прославился тем, что предложил первый эффективный и при этом относительно безопасный метод спуска со скалы по веревке. Случилось это в самом начале 20го века и, как понимаете, о современных спусковых устройствах тогда не слыхали. Сейчас же «дюльфером» или «дюльфингом» в его честь называют любой спуск по веревке, в том числе и с применением всего необходимого оборудования.

Итак, что представляет собой метод Дюльфера? Процесс выглядит примерно так: веревка закрепляется на опоре, затем ее свободный конец нужно пропустить между ног и обернуть им правое бедро. Затем через грудь провести веревку за левое плечо и через спину вывести к правой руке. Уже запутались?)) Все понятнее на картинке.

Конечно, этот спуск дюльфером требует некоторой сноровки и совсем безопасным этот метод назвать нельзя. Но все же лучше, чем просто перебирать веревку руками! Есть пару хитростей, которыми пользовались первые альпинисты: чтобы веревка не резала бедро, положите в задний карман брюк скальный молоток так, чтоб древко проходило под веревкой, или же воспользуйтесь древком ледоруба. А для «амортизации» плеча можно подложить под куртку перчатку или шапку. И, разумеется, чем плотнее будет на вас одежда – тем лучше.

Спуск по веревке на карабине (узел УИАА)

Если у вас нет спусковухи, но зато есть хотя бы один карабин, можно спуститься с большим комфортом. Вместо премудрого спуска дюльфером попробуем сделать некое подобие «лесенки» или «восьмерки» из карабина. Для этого можно использовать известный узел УИАА, он же «полустремя», он же узел Мунтера.

При таком спуске важно не торопиться – веревка будет сильно тереться, и могут быть повреждения. Также постарайтесь максимально придерживаться ногами о скалу, чтобы не закрутить веревку и не потерять управление спуском.

Есть еще один вариант спуска по веревке на карабине – он на картинке ниже. При этом методе веревка меньше трется сама о себя, но риск закручивания также очень велик, а кроме того – движение будет достаточно медленным.

Конечно, мы не рекомендуем столь небезопасные спуски. Зачем, если есть масса удобных и надежных спусковых устройств? Но все-таки, если вы часто ходите в горы, стоит попрактиковаться в данных методах и время от времени тренировать каждый из них хотя бы на небольших высотах (или со страховкой). Вдруг когда-нибудь метод Дюльфера или узел УИАА поможет вам сохранить жизнь и здоровье...

Оригинал взят у mr_aug в

Оригинал взят у survivalpanda в Вертикальная подготовка для новичков. Ликбез. Теория и практика начального уровня

В этой статье я постараюсь, в меру своего понимания, наиболее просто объяснить основы горной подготовки для абсолютных новичков в теме.
Расскажу про термины и простейшие техники спуска и подъема которые может освоить каждый.

Мне буквально несколько месяцев назад, чтобы собрать эту информацию пришлось довольно долго полазать по интернету, поэтому я и решил систематизировать и преподнести ее максимально просто, думаю она окажется полезной.

Статья получилась большой, но из песни слов не выкинешь. Писалась она долго. Прямо параллельно написанию я испытывал или осваивал что-то новое и включал в статью.
Также я не исключаю некоторых ошибок, которые вполне мог допустить.

Предупреждение: заниматься такими вещами лучше под присмотром профессионалов. Иначе можно очень запросто убиться или покалечиться.


Итак. Все началось с великого взрыва. Вся горная подготовка, по моей классификации, делится на два типа организации движения по веревке. Это движение вверх т.е. подъем и движение вниз т.е спуск.

Теперь мы потихоньку начнем разбирать каждый элемент снаряжения и термин, который может встретится на тернистом пути новичка, который захотел немного освоиться в данной теме.

Первое что нам понадобится - это веревка .

Без веревки мы никуда не влезем и потом оттуда не спустимся.

Веревки в альпинизме используются двух типов: статическая (статика - жарг.) и динамическая (динамика - жарг.). Они отличаются динамическими качествами, а именно способностью удлинения под нагрузкой.

Основное свойство динамических веревок - способность амортизировать рывок, который происходит при срыве скалолаза (про фактор срыва мы поговорим ниже). Поэтому динамика очень часто используется для страховки при скалолазании. Для нижней страховки она вообще обязательна.

Для простого спуска и подъема по веревке новичку будет достаточно приобрести себе статическую веревку. Бухты в 50 м. хватит на все и еще останется. Бюджетным вариантом будет приобретение отечественной веревки (Коломна, Дзержинск и т.д.).

Стандартные диаметры используемые в альпинизме 9-11 мм (в промальпе - 10-12). Чем больше, тем прочнее и тяжелее веревка. Тем сильнее она тормозит в спусковом устройстве.

Советую остановиться на золотой середине - 10 мм.

И если мы затронули веревки, то нельзя обойти вниманием репшнур (репик, репчик - жарг.). Это вспомогательная статическая веревка диаметром 3-8 мм. Имеет кучу применений, начиная от организации самостраховки и заканчивая изготовлением шнурков.

В общем паракорд рядом не валялся.

Я пользуюсь репшнуром 5мм, моток которого почти всегда лежит в рюкзаке.

С веревками вроде разобрались.

От веревок плавно переходим кузлам.

Различных узлов очень много и разучивать их можно бесконечно. Я остановлюсь лишь на некоторых, наиболее на мой взгляд востребованных.

Во-первых это восьмерка , можно сказать - это главный узел, который можно применять практически в любом случае. Очень надежный узел, практически не ослабляет веревку.

Используется восьмерка для привязываний, как к индивидуальной страховочной системе (ИСС), так и к опоре. Для соединения и удлинения веревок, в общем практически для всего.

Надо выучить, как вязать восьмерку петлей.

Булинь - очень распространенный узел для привязывания и создания петель. Менее надежен, чем восьмерка, но быстрей вяжется. Необходим контрольный узел. Не абсолютно надежен. Завяжите лучше восьмерку.

Надо знать, как минимум один схватывающий узел. Им потом будем самостраховаться.

Ну и узел УИАА (UIAA), нужен для аварийных спусков и спусков с минимумом снаряжения.

Обратите внимание! Свободный конец веревки должен выходить со стороны противоположной муфте карабина.

Веревку купили, узлы освоили, теперь можно лезть и спускаться?

В принципе да, можно, как в старые добрые времена дюльферять без всякого снаряжения.
Дюльферять - совершать спуск дюльфером. Многие считают, что это любой спуск, но это не так. Дюльфер - это прием спуска по фамилии изобретателя.

Так вот, спускаться таким способом можно, но не безопасно и неудобно.

Для удобства и безопасности уже довольно давно придуманы Индивидуальные Страховочные Системы (ИСС, система, беседка, подвесная).

Они служат для распределения нагрузки на тело при висении и срыве и не дают вам упасть.

Системы бывают полные и поясные .

Я использую поясную систему. При желании ее можно превратить в полную купив специальные лямки.

Для начинающих я бы посоветовал обычную ИСС без плечей.

Если нужен бюджетный вариант, тогда отечественной фирмы Венто. В любом случае не стоит брать системы состоящие только из стропы. В народе они нежно называются "яйцерезки". Ежели денег достаточно, то лучше не скупиться и взять что-то от именитых брендов Petzl, Black Diamod и т.д.

На следующей фотографии видны основные элементы страховочной системы:
Ножные обхваты
Поясной обхват
Страховочное кольцо (зеленое)
Петли для подвеса снаряжения - они не грузовые, страховаться и повисать на них ни в коем случае нельзя.

С страховочными системами разобрались.

Теперь надо совместить веревку с ИСС . Можно сделать это двумя способами. Узлом и через карабин.

Узел - все та же восьмерка, а про карабины я расскажу чуть ниже.

Карабин встегивается в центральную страховочную петлю. Это настойчивая рекомендация всех производителей.
Очень часто учат встегиваться одновременно в поясную петлю и ножную - эта ошибка т.к. увеличивает шанс, что карабин перекосит и он нагрузится в поперечном направлении. Одновременно в обе петли можно крепиться только узлом.

Не верите мне, почитайте тогда инструкцию к своей ИСС.

Теперь перейдем к карабинам.

Итак, какие бывают карабины .
Во-первых они бывают муфтованные и немуфтованные.
Их отличие в том, что муфтованные оснащены специальной муфтой мешающей карабину самопроизвольно раскрыться.

Муфты бывают резьбовые, байонетные и автоматические.
С автоматическими удобно манипулировать одной рукой, но их надежность оставляет желать лучшего. Я советую использовать карабины с резьбовыми муфтами. И главное всегда следить чтобы карабин был замуфтован.


Также карабины отличаются по форме и бывают: овальные, трапециевидные, треугольные, грушевидные и др.

Овальные карабины самые универсальные и недорогие.
Трапециевидные при аналогичном весе имеют большую прочность нежели овальные.
Треугольные и грушевидные карабины имеют увеличенный зазор для веревки. Ими удобней встегиваться и использовать узел УИАА.


Карабины изготовляются из разных материалов. Это сталь, сплавы аллюминия и титан.

Стальные карабины тяжелые и очень прочные, аллюминиевые карабины гораздо легче весят. Титановые встречаются достаточно редко и я с ними не общался.

Теперь по прочности.

Каждый карабин снабжен вот такой маркировкой. Она значит, что карабин с фотографии в замуфтованном состояниии выдержит нагрузку 22 кН (2,2 тонны) в продольном направлении. 8 кН если защелка открыта и 8 кН в поперечном направлении.

Видите, как важно муфтовать карабины и следить чтобы они располагались, как надо.

Обратите внимание! Муфта карабина должна всегда "смотреть" на вас. Так вы увидите, если карабин случайно размуфтовался.

Если есть возможность, что нагрузка будет приложена с нескольких сторон, применяются так называемые рапиды. Это стальные карабины у которых нет откидной защелки, а только муфта на резьбе.

Новичку я бы советовал прикупить 3-4 карабина разной формы с резьбовыми муфтами. Материал изготовления - по желанию.

Переходим к Спусковым Устройствам (СУ, спусковуха).

Главный принцип работы всех СУ - создание трения веревки в механизме. В результате можно прикладывая совсем небольшие усилия контролировать спуск.

СУ бывают ручные и автоматические .

В ручных СУ скорость спуска и торможение зависит только от способа заправки веревки и от того, с какой силой человек натягивает веревку ниже СУ.

В автоматических спусковых устройствах присутсвует специальный механизм. Тянем ручку - едем вниз. Отпускаем ручку - зависаем. При этом свободный конец веревки все равно должен контролироваться.

В данной статье я расскажу только про ручные устройства т.к. для новичка, который не планирует заниматься пром.альпом автоматические устройства совершенно избыточны.

А расскажу я про два типа спусковых устройств - это восьмерка и шайба Шихта.

СУ восьмерка - это одно из самых классических устройств. Выглядит примерно так.

Рог нужен для фиксации веревки, есть восьмерки и без рогов.
К недостатком можно отнести то, что восьмерка крутит веревку. Это значит, что после нескольких спусков на веревке будет полно "барашков" которые потом придется распутывать.

К достоинствам можно отнести несколько вариантов заправки веревки.

Их два. Через карабин (скорость спуска выше) и через шейку восьмерки.

Ну и в любой момент рогатую восьмерку можно заблокировать намотав веревку на рог.

Еще один, более современный вариант восьмерки - пиранья фирмы Petzl. Имеет еще больше способов встегивания и регулировки скорости спуска. Подробнее об этом спусковом устройстве будет в отдельном обзоре.

Кстати, взгляните не пецелевский же карабин. Когда он размуфтован, видна красная полоска анодирования - замечательная идея, на мой взгляд.

Второй тип ручного СУ - это шайба шихта . Они же: стакан, лукошко, реверсо и пр.

Отлично работают с одинарной и двойной веревкой. Не крутят ее. В общем рекомендую начать именно с такой спусковухи.

Заправка веревки осуществляется следующим образом. Создается петля, которая продевается в прорезь на устройстве. Свободный конец веревки направлен к губкам СУ.

Внутрь петли встегивается карабин.
Обратите внимание! Тросик - не нагружаемая деталь и служит только для транспортировки.

Предположим, звезды сложились. Вы купили бухту веревки, ИСС, карабины и страховочное устройство.

По хорошему, еще нужна каска . Но это уже оставляю на вашей совести.
Хотя даже банальная строительная каска не помешает.
Я пользуюсь баллистическими шлемами, что не всегда вызывает здоровую реакцию.

Не лишними будут наколенники . Иначе синяков на коленях не избежать.

Так же важны хорошие перчатки. При быстром спуске веревка натирает и обжигает ладонь, вы можете инстинктивно от боли выпустить веревку из рук, что может оказаться фатальным.

Теперь берем все это и отправляемся на импровизированный скалодром.

Не забываем позвать с собой товарища, который будет осуществлять страховку. Не забыли? Молодцы!

Наш скалодром будет предствавлять из себя небольшую стенку с которой можно спуститься. На фото, например подпорная стенка.

Для первых тренировок чем ниже, тем лучше.

Теперь надеваем обвязку. Затягиваем и проверяем все пряжки. Просим товарища проверить еще раз.

Первым делом надо закрепить веревку. В альпинизме принято крепиться либо за одну безусловно надежную точку, либо за две менее надежные. Такие точки крепления веревки называются станции .

Мы будем привязываться к живому дереву. Это вполне надеждная точка крепления.

К дереву мы привязываемся все той же благословенной восьмеркой, ну или булинем не забывая контрольный узел.

Есть еще вариант прикупить себе оттяжку из стропы длинной 120 см и с помощью карабина создать вот такую станцию.

Использование полусхватывающего узла уменьшает прочность на 50 процентов, зато "удавка" (полусхватывающий узел ) позволяет закрепиться повыше.

Мы же сделаем вот так.

Ну и вообще такие оттяжки из стропы очень полезны в хозяйстве. Парочку надо брать.

Станцию создали. Первым делом пристраховываемся к ней усом самостраховки. Если Вы не знаете, что это, то можно пристраховаться репиком, как я на фото.

И раз уж зашла речь, пару слов скажу про усы самостраховки .
Это отрезки стропы или динамической веревки, которые одним концом крепятся к системе, а другим к точке страховки.

Бывают промышленного производства и самосвязанные.

Покупные выглядят так.

Самосвязанные так. Узлом восьмерка усы прикреплены к системе.
Первый ус, как правило имеет стандартную длину - 55 см. В основном служит для пристраховывания к окружающим объектам, типа, как станция, которую мы сделали на предыдущем шаге.

Ко второму усу обычно крепится жумар. Его длина должна быть такой, чтобы вися на этом усе вы дотягивались до защелки жумара (как жумар выглядит, где у него защелка и что это вообще такое я расскажу немного ниже).

На свободных концах усов самостраховки вяжутся узлы в которые встегиваются карабины. Я использую полу-грейпвайн с тремя оборотами. Если не умеете такой узел, юзайте восьмерку.

Теперь вернемся в начало "цикла". Нашли опору. Создали на ней станцию, вщелкнули самостраховку. Получилось? Молодцы!

Теперь на конце веревки, по которой будем спускаться, вяжем восьмерку и вщелкиваем ее в карабин, который повесили на станции.

На другом конце веревки тоже вяжем узел и сбрасываем бухту в "пропасть".

Это узел гарантирует, что даже если веревка не достанет до дна вы просто остановитесь, а не упадете проскочив конец.

Даже если вы думаете, что веревка достала до дна, все равно нужно в этом убедиться. Спросите товарища внизу.

Если веревка проходит через край стенки и трется об него, то стоит надеть на нее протектор . Это полоса плотного материала (тэза, кусок пожарного рукава и пр.) с липучкой. Оборачивается вокруг веревки и защищает от истирания.

Если протектор не надевать, то за пару раз получается такая картина. Согласитесь, не дело.

Продеваем веревку в спусковое устройство (надеюсь вы его не забыли внизу). Тянем свободный конец вверх и выбираем слабину.

Теперь, если натянуть свободный конец веревки, то вы не сможете упасть.

На этом этапе можно выщелкнуть ус самостраховки из станции.

Кстати, на этом же принципе будет основана Ваша страховка. Снизу должен стоять страхующий, причем желательно чтобы это не был ваш злейший враг, который уже потирает потные ладошки в предвкушении вашего падения.

Страхующий должен быть наготове натянуть свободный конец веревки.
Он должен не отвлекаться от страховки на симпатичных альпинисток или разговоры по сотовому. Все его внимание должно быть сосредоточено на вас.

Руку с веревкой заводим под попу, при этом веревка будет дополнительно контролироваться об бедро.
Спиной выходим на край, потихоньку выдавая веревку путем легкого расслабления ладони.

Упираясь ногами, вывешиваем пятую точку так, чтобы ноги были под прямым углом к стене. Спина прямая и параллельна стене.

Первый спуск делаем не спеша, шагами. Переставляем ноги и потихоньку выдаем веревку до тех пор, пока не коснетемся земли.

Поздравляю, первый спуск завершен!

В дальнейшем, спуски можно усложнить по желанию.

От страхующего товарища можно и нужно перейти к самостраховке (а еще, для максимальной безопасности оба этих варианта можно совместить).

Как раз для этого мы и разучивали схватывающий узел.

Узел обычно вяжется либо выше СУ либо ниже. В чем же разница?

Если мы вяжем схватывающий узел выше СУ, то в случае срыва мы зависаем на нем. Спусковое устройства становится разгружено.

Для продолжения спуска нам надо ослабить узел и снова нагрузить спусковое устройство. Для того, чтобы ослабить узел нам надо немного подняться. Для этого нам понадобится зажим (о них я расскажу дальше) или связать на веревке стремя.

В общем задача не очень тривиальная.
Более простой вариант - вязать схватывающий узел ниже СУ. На фото применен узел автоблок.

В этом случае при срыве мы остаемся висеть на узле, при этом спусковое остается нагруженным.

Нам надо только взяться за веревку между СУ и узлом, тем самым мы разгрузим узел, его можно будет ослабить и продолжить спуск.
Вроде хороший метод, но у него тоже есть недостатки. Если причина срыва будет в разрушении СУ, то нас перевернет вниз головой, что очень неприятно. Хотя такая вероятность достаточно мала, ей не стоит принебрегать.

Подробнее про крепление самостраховки ниже СУ читайте в очень толковой статье:

Все, спуск освоен. Можно не останавливаться на достигнутом, а продолжать тренировки, например освоить элементы штурмового альпинизма, который в основном, как раз и состоит из зрелищных спусков.

Даже если остановиться освоив только азы, вы уже получили навыки, способоные, в случае определенных обстоятельств, типа пожара на лестничной клетке, спасти вам жизнь.

Про спуск все.

Теперь настал момент затронуть подъем по веревке, но прежде немного расскажу про зажимы.

Зажим - устройство свободно перемещающееся по веревке, но при возникновении нагрузки устройство фиксируется, зажимая веревку, отсюда и название.

Для подъема по веревке нужно два зажима или один зажим + автоматическое страховочное устройство.

Самые распространенный зажим - жумар . Это зажим с ручкой за которую удобно держаться. Самый удобный инструмент для подъемов (отсюда пошел термин жумарить, значит подниматься). Желательно иметь хотя бы один.

Жумары бывают левые и правые, под любую руку.

Принцип работы у жумара довольно простой. Он основан на прижиме веревки подпружиненным кулачком с шипами.

Открытый жумар надеваем на веревку и защелкиваем. Вверх он свободно скользит по веревке, а при нагружении фиксируется. Нагруженный жумар снять не получится.

Для большей безопасности можно прощелкнуть карабин вот так.

К ручке жумара пристегивается педаль. Все таки самые сильные мышцы у человека в ногах.
Педаль должна быть такой длины, чтобы стоя в ней с полностью распрямленной ногой жумар оказывался на уровне груди.

Пусть жумар у нас будет первым зажимом. Вторым зажимом также может быть жумар, но уже под левую руку.

Подъем на двух жумарах производится так.

Встаем в педаль левого жумара. Правый жумар проталкиваем по веревке максимально вверх, при этом сгибаем правую ногу в колене. Совершаем толчок правой ногой -"поднимаемся на ступеньку". Потом проталкиваем левый жумар и т.д.

Усами самостраховки лучше пристраховаться к обоим жумарам.

Вместо второго жумара можно (и даже нужно) взять кроль . Это зажим, который очень похож на жумар с отпиленной ручкой. Он вешается на грудь. В случае использования со поясной ИСС надо дополнительно вешать специальную веревочку на шею.


Принцип подъема на паре жумар+кроль.
Этот способ я дополнительно покажу в отдельном видео.

Зависаем на кроле. Проталкиваем жумар, как можно выше, сгибая ногу с надетой педалью в колене. Подтягиваемся на педаль. Веревка при этом сама проходит через кроль. Затем зависаем на кроле и проталкиваем жумар дальше.

При этом за жумар можно держаться обеими руками, а в стремя жумара продеть обе ноги.

Подъем с помощью жумар + кроль самый быстрый и простой в освоении.

Есть вариант вообще обойтись без жумара.
Например применив схему кроль+пантин.

Пантин - это тот же кроль, только крепящийся к ботинку. Принцип подъема схожий.

Но я бы советовал хоть один жумар, да приобрести. Кроме подъема на нем еще и страховаться можно, хоть и не рекомендуется.
Второй вид зажимов, которые я выделяю - страховочные.

Вы поднимаетесь, а страховочный зажим едет рядом по второй веревке или над вами, если веревка только одна.

Вверх они едут свободно, а при срыве блокируются и не дают вам упасть. Самые известные представители: разнообразные капли, шанты, бэкапы и асапы.

Еще хочу упомянуть различные мини-зажимы. Они способны выполнять функции аналогичные большим, хотя и менее надежны и удобны. Их неоспоримое преимущество - маленький вес и размер.

В результате один-два таких зажима можно всегда держать на обвязке. Подробнее про них можно прочитать в обзоре .

В общих чертах по подъему все.

Теперь про неприятное, а именно про срывы . А еще конкретнее про фактор рывка.

Новичок зайдя на любой форум в обсуждение любого железа, практически сразу видит этот термин.
Его суть весьма проста для понимания.

"Фактор рывка " - это отношение высоты падения к длине веревки, которая останавливает его.

Довольно грубый показатель, по которому просто определить развалится данная железка при рывке или нет.
Настоятельно рекомендую избежать падений с фактором больше одного.

Совсем просто: если мы пристраховались к чему либо (оттяжке, страховочному устройству на второй веревке и т.д.), точка страховки не должна быть ниже пояса.

На этом все. Спасибо за внимание!

Наиболее распространенными видами экстремальной деятельности, в которых регулярно возникает необходимость подъема по веревке, можно назвать альпинизм (причем как спортивный, так и промышленный) и спелеотуризм. Очевидно, что для осуществления такого подъема, в первую очередь, нужно иметь в своем распоряжении надежно закрепленную вверху веревку или, как ее еще называют, перила. Тем, кто как-то связан с использованием альпинистских веревок, прекрасно известно, что залезть по ней как по канату, т.е. что называется вручную, довольно трудно, а на большую высоту уже и не очень реально, поскольку диаметр такой веревки редко превышает 10-11 миллиметров. Следовательно, для совершения комфортного и безопасного подъема необходимо использование дополнительных средств. До не таких уж и давних пор этими средствами являлись всевозможные схватывающие узлы, которые вязались вокруг перильной веревки петлями из репшнура. Но удобство их использования было невелико, поэтому со временем на смену узлам пришли технические средства подъема – зажимы.

Как же происходит подъем по веревке?

Самих вариантов подъема существует великое множество, но все они сводятся к попеременному нагружению зажимов и продвижению вверх того из них, который в данный момент не нагружен. (Думаю, что из сказанного вполне понятно, что зажима должно быть два)

При этом руки служат только для передвижения зажимов по веревке и поддержания равновесия, а подъем осуществляется за счет силы ног, для чего к одному или обоим зажимам пристегиваются петли достаточной длины, так называемые «стремена». Стремя бывает под одну ногу или сразу под обе.

Основные принципы:

Для подъёма используется всегда основная (спусковая) верёвка и никогда не страховочная;

При подъёме по верёвке используются дополнительные зажимы, страховочный зажим должен одновременно осуществлять свою функцию и не может использоваться для подъёма;

Схватывающий узел «пруссик« - это короткий кусок веревки (5-6 мм), связанный кольцом при помощи двойного рыбацкого узла.

Важен диаметр, 5 мм - оптимальный вариант - важно, чтобы он фиксировался, а не то, чтобы он был толстым.

Прусский узел может крепиться на основную веревку несколькими различными узлами, кроме прусского, однако название «пруссик» используется для любого из них.

Ниже - описание двух наиболее часто используемых:

Простейший схватывающий узел, не требует карабина:

Обычно вяжется петлёй, как показано на рисунке, но полезно уметь вязать его и одним концом, когда второй уже к чему-то привязан.


Часто применяется для временного удержания натянутой основной верёвки (например, при натягивании её полиспастом для переправы или при пропускании узла через страховочное устройство) и для подъёма по верёвке.

Может быть весьма опасен при неправильном применении - нужно иметь в виду следующие ограничения:

  • Репшнур, которым связан прусик, должен быть заметно тоньше основной. Стропа не годится.
  • При рывке узел может очень сильно затянуться - и развязывать его тогда, в висячем положении, очень неприятное занятие.
  • Если прусик не «схватывает» в первый же момент после рывка, он не схватывает никогда. Скажем, если Вы используете его для подстраховки при спуске по верёвке, завязав выше спускового устройства (чего я очень не рекомендую делать, хотя это весьма распостранённый метод), то, чтобы прусик сработал и удержал Вас при падении, нужно выпустить его из руки мгновенно - иначе, уже начав проскальзывать, он потом при попытке затянуться и «схватить» просто проплавится насквозь.

Так что хорошего Вам спуска!

Если на скользкой верёвке обычный прусик плохо держит, можно попробовать сделать три витка вокруг основной вместо двух:

Преимущества:
- лёгкость
- удобно крепить к «системе»
- может использоваться и для других целей, кроме как подъема вверх по верёвке
- простой
- щадящий по отношению к верёвкам

Недостатки:

- прусик необходимо ослаблять при подъеме, тем самым подъём при помощи прусика - достаточно медленный процесс

- если узел проскальзывает под нагрузкой, есть шанс того, что трение нейлон по нейлону перетрёт прусик и это будет очень плохо

Специальные приспособления:
Описанные ниже устройства - взаимозаменяемы - любое из двух используемых одновременно устройств может быть как вверху над вторым, так и ниже, так как любое из них легко ОТПУСКАЕТСЯ, когда натянута.

Механические подъемники:

Эти устройства задумывались как попытки улучшить классический прусик. Кроме Shunt, все эти устройства работают только на одинарную верёвку.


Специально сконструированные для подъема на одинарной верёвке, Wild Country Ropeman - компактное и очень эффективное устройство. Представляет собой блок с встроенным камалотом и карабином.


Преимущества:
- простой в использовании
- надёжный в использовании
- щадящий по отношению к оплетке

Недостатки:
- нельзя использовать с двойной верёвкой
- не очень лёгкий


Умный дизайн этого устройства, абсолютно без движущихся частей, сближает его с прусиком в смысле простоты.

Единственным недостатком устройства можно считать то, что зубья достаточно агресивны, и, если недостаточно правильно установить устройство на верёвке, они могут проскользить вниз одновременно повреждая верёвку и пугая вас до смерти.

Однако при достаточной тренировке пользоваться этим устройством абсолютно несложно.

Преимущества:
- лёгкий
- нет движущихся частей

Недостатки:
- медленный
- нужна практика, чтобы научиться пользоваться устройством не портя при этом оплётку

Petzl Handled Ascender (привычный для всех жумар)

Petzl


CAMP



Petzl Ascender - это Роллс-Ройс в подъеме. Быстрый, удобный, безопасный, однако тяжелый и недешёвый. Это именно то, что нужно брать с собой, когда вы абсолютно уверены в том, что вы будете подниматься. У этого устройства ручка эргономичной формы, превосходно спроэктированный замок/защёлка, которой можно управлять одной рукой. Сверху устройства есть отверстие, в которое можно установить карабин, чтобы быть уверенным в том, что устройство не соскользнёт. Снизу устройства также есть большое отверстие для карабина и меньшее - для «педали».

Преимущества:
- Абсолютное удобство в использовании

Недостатки:
- большой
- тяжелый
- дорогой


На первый взгляд Petzl Croll выглядит как неполная версия Petzl Ascender’а - без ручки. Я так думал до тех пор, пока в этом году мне не пришлось воспользоваться croll’ом - во время съемок большой стены на Сардинии - я моментально понял, что быстрый подъем без croll’а невозможен. Croll - это подъемник для туловища, крепится прямо к страховочной петле и держится на месте при помощи петли, которая идёт вокруг шеи.

Если использовать croll совместно с Petzl Handled Ascender двойной петлёй для ног, croll позволяет действительно очень быстро подниматься вверх, потому что техника, применяемая при таком подъеме позволяет использовать одновременно обе руки на верхнем подъемнике и обе ноги на ножной петле, это менее изнуряюще, чем другие методы.

Преимущества:
- быстрый
- менее изнуряющий
- небольшой вес

Недостатки :
- неудобен при преодолевании препятствий, таких как углы, узлы, другое оборудование на верёвке.




Это «умное» многофункциональное устройство может быть использовано для транспортировки грузов вверх, самостраховки и подъема.

Как подъемник это устройство хоть и не так удобно как подъемник с ручкой, но всё ещё остаётся очень эффективным.

Преимущества:

- встроенный блок позволяет очень удобно использовать устройство для подъема грузов.

Недостатки:
- тяжелый и громоздкий
- не так удобен, как подъемник с ручкой
- больше действий для подготовки к использованию

Шунт был придуман для страховки при спуске по веревке, однако может быть использован и для подъема.

У этого устройства большое преимущество в том, что его можно использовать с двумя верёвками, а также, если вам вдруг понадобится спуститься, вы можете легко отпустить шунт и спуститься вниз легче, чем с любым другим устройством, о которых тут упоминается.

Основное правило в инструкции Petzl - это правильное использование Shunt.

Преимущества:

- возможность использовать 2 веревки
- щадащий по отношению к веревкам

Недостатки:
- тяжелый и громоздкий

Самозакрепляющиеся страховочные устройства и их использование .

Устройства, о которых пойдёт речь далее, могут быть использованы как часть системы для подъема. Поскольку они блокируются, когда веревку, к которой они закреплены, нагрузили, их можно использовать только снизу от одного из устройств, описанных выше. Преимущество использования самозакрепляющихся устройств состоит в том, что вам понадобится брать с собой на одно устройство меньше, также, если вы используете устройство типа Гри-Гри или SRC, вы можете быстро спуститься, если вам это понадобится.
(и подобные устройства)


Гри-Гри - достаточно популярное устройство при прохождении стендовых маршрутов, обычно применяется в комплекте с подъемником с ручкой. Гри-Гри предоставляет дополнительное крепление и даёт возможность быстрого безопасного спуска, если он понадобится.

Хотя Гри-Гри может быть использовано для крепления «педали», наиболее эффективным способом использования является крепление Гри-Гри прямо к беседке таким же образом, как если бы вы крепили страховку к ней.

Подъемник с ручкой, в который продета «педаль», размещается над Гри-Гри.

Преимущества:

Легкий спуск по веревке
- автоблокировка

Недостатки:

Тяжелый
- не самый быстрый метод подъема
- достаточно изнуряющий способ подъема
- веревки должны свободно проходить через Гри-Гри - забудьте об использовании очень толстых верёвок.


Magic Plates
(Магические пластины)

Petzl Reverso, Reversino и другие страховочные устройства типа «магические пластины» могут быть использованы на нижней части верёвки при подъеме.

Для использования необходимы два карабина, однако работает устройство достаточно хорошо, не требуя использования каких-либо других устройств, однако подъем не будет таким простым, как с использованием специализированных устройств для подъема, однако будет полезным научиться использовать это устройство как подъемник.

Преимущества:

Устройство двойного назначения, полезно в случае непредвиденных обстоятельств и отсутствия специализированного подъемника

Недостатки:

Необходимы дополнительные карабины
- очень сложное в использовании

Триггер «Рефлекс» — надежная самостраховка при спуске

Рад представить вам новое использование «хватательной реакции» для обеспечения 100-процентно надежной самостраховки при спуске по веревке — это Self-Belay Trigger «Reflex»

После полугодовых полевых испытаний мне удалось создать устройство, которым можно без труда оснастить «Ascension» фирмы «Petzl».

В отличие от первоначальной конструкции «Курок-Рефлекс» — складной и может быть примкнут к фиксатору пуани на время подъема.

На самом деле им можно оснастить любой эксцентриковый зажим, если он принципиально пригоден для четкого схватывания на любой нормальной веревке (не обледеневшей)

Официальное представление Самостраховочного Курка «Рефлекс»на основе «Ascension» фирмы «Petzl» , которую можно скачать на сайте по адресу: http://www.soumgan.com/srt/descriptions/Trigger-Reflex.htm

Итак, сегодня всем, кто хочет иметь 100-процентно надежный эксцентриковый зажим для самостраховки при спуске по веревке, я могу предложить такое решение. Это «Курок Рефлекс» к пуани фирмы «Petzl», использующий панический рефлекс для безотказного срабатывания и остановки падения при срыве.

Примечательно, что оно появилось через 25 лет после использования панического рефлекса в конструкции самостраховочного зажима, названного мной "Универсальный самостраховочный зажим «Рефлекс», первый экземпляр которого был создан Шынгысом Дюйсекиным, клуб спелеологов «Сумган», в 1982 году.

Тогда мы впервые обратили панический хватательный рефлекс на пользу целям самостраховки, и добились успеха, хотя мировое сообщество обошло наш прорыв гробовым молчанием, продолжая платить жертвами за отказ от самостраховки при спуске или использование для этого мало пригодных устройств.

«Курок-Рефлекс» уже получил одобрение тех, кто с ним познакомился на практике.

ТЕХНИКА

Метод одной ноги:

Это наиболее простая техника и очень понятная. Не важно, используете ли вы пруссик или подъемники с ручкой или что-либо другое - принцип остаётся тем же самым. Необходимо иметь две точки крепления к веревке. Если одна из точек - «магическая пластина», убедитесь, что точка её крепления ниже, чем другого устройства, в противном случае
- двигаться вверх вы будете ОЧЕНЬ медленно.

Верхнее устройство должно крепиться к страховочной петле на вашей беседке, нижнее - к «педали». Имеет смысл также прикрепить нижнее устройство к страховочной петле на вашей беседке для большей безопасности.

Подъем производится путём нагрузки «педали», передвижения верхнего устройства вверх по верёвке, нагрузке верхней точки, после чего - передвижения устройства, к которому крепится «педаль». Повторять эту последовательность до достижения необходимой точки.

Необходимое снаряжение:

Два подъемника
- «педаль»
- до 4-х карабинов

Метод двух ног:

Используя пару подъемников вы можете подниматься быстрее путём крепления к каждому из них «педали», одновременно крепя каждое устройство к вашей беседке. Фактически вы должны будете «идти» по верёвке делая небольшие шаги.

Необходимое снаряжение:

2 подъемника
- 2 петли достаточной длины
- 2 «педали»
- 2 карабина (в зависимости от способа крепления - может понадобиться ещё 2)

Метод с использованием подъемника или croll’а:

Считается один из самых быстрых способов подъема.

Кролл прикрепляется непосредственно к страховочной петле вашей беседки и пристраховывается петлёй за шею или беседку, если она у вас с грудной частью.

Подъемник с ручкой размещается над кроллом и к нему крепится «педаль», а также он пристраховывается к вашей шее или беседке. Возьмитесь за подъемник обеими руками и нагрузите «педаль».

Петля на вашей грудной обвязке натянется и потянет кролл вверх по верёвке (если этого не произойдёт - укоротите петлю, которая крепит кролл). Такая техника движения менее изнурительна, чем с использованием двух подъемников, тем самым больше подходит для длинных подъемов, зачастую в спелеологии.

Необходимое снаряжение:

Кролл
- петля для шеи
- подъемник
- «педаль», в которую уместятся обе ноги
- «самострах», петля или другое приспособление достаточной длины
- два карабина

Метод с использованием подъемника и Гри-Гри:

Схема аналогична схеме с кроллом, за той лишь разницей, что вместо кролла используется Гри-Гри или другое аналогичное самоблокирующееся устройство.

Однако при использовании этого метода веревка сама не будет проходить через Гри-Гри, поэтому её нужно будет подтягивать вручную.

Необходимое снаряжение:

Подъемник
- «педаль»
- Гри-Гри
- петля
- 2 или 3 карабина

Предостережение: невозможно учесть все нюансы безопасности в статье, поэтому предполагаемый, что читатель имеет достаточные базовые знания по использованию снаряжения, не говоря уже о здравом смысле.

Наилучшим вариантом станет использование помощи инструктора при изучении способов подъема и спуска.

http://alp.org.ua/?p=8838 — link

Начинать разговор о захвате веревки ногами надо с самого начала техники подъема по веревке системой «Дэд»

Эффективность подъема зависит от :

1) Правильного подбора и регулирования снаряжения.

2) Правильной постановки движений.

Снаряжение собственно для подъема способом «Дэд» состоит из :

1) Беседки с низкой и жесткой точкой подвески.
2) Грудной обвязки для подтягивания «кролля» вверх (кому что удобно).
3) Пары зажимов: грудной + ведущий
Обычно это «кролль» + «пуани» («бэйсик» с дополнительным карабином по французской моде). Возможно также применение вместо «кролля» «бэйсика».
4) Спаренных усов, длинный из которых служит страховочным к ведущему зажиму.
5) Педали со стременем под две стопы (некоторым удобны вариации раздельных стремян на каждую ногу, но мне это не кажется удобным).

Очень важно правильно отрегулировать педаль. Ее регулировка основана на соблюдении трех базовых принципов .

1) Длина педали должна быть такой, чтобы стоя в ней одной ногой и с силой натянув вверх вудущий зажим, обеспечить расстояние между скобой его корпуса и скобой корпуса «кролля» — 3-5 см.

Обратим внимание! Одной ногой!

Из этого следует, что если поместить в стремя обе стопы и стоять так, как мы привыкли делать это на земле (стопы рядом и параллельны поверхности земли), то длина педали заметно укоротится и станет маленькой. То есть мы не сможем встать на полностью выпрямленные ноги! А это резко снижает эффективность подъема, вызывает усталость и вообще тоска. Из этого следует второй элемент.

2) При постановке двух стоп в стремя, они располагаются внешними рантами вниз и одна слегка наступает на вторую. При этом практически используется тот же объем стремени, что и при работе одной ногой, стоящей плоско. То есть длины педали хватает для полностью выпрямленных обеих ног!
(смотрим фото ниже)

Обратим внимание! При упоре в стремя педали стопы слегка наступают одна на другую! Именно это дает возможность четко прихватывать стопами рапель.

3) Величина стремени должна быть достаточной для свободного упора в него обеими ногами, свободного вдевания и вынимания стоп и свободного разведения их в стороны сантиметров на 5 — достаточно для прохождения веревки...

Чтобы не мудрить, ориентир такой: длина стремени со вставленной в него одной стопой должна доходить до колена. Чуть ниже, но не выше, так как в противном случае колено норовит юркнуть в стремя, а это неприятно.

Захват веревки ногами при подъеме

Стоит подробнее рассказать о технике работы ногами для захвата ими веревки под «кроллем» без помощи рук. Вроде, все очевидно, ан нет — даже небольшие нюансы движений играют свою роль.

Сегодня повальное увлечение «Пантином» («Petzl Pantin») может создать впечатление отсутствия необходимости уметь вытягивать ногами рапель из «кролля», но это не так.

Еще задолго до появления «Пантина» кейверы (и мы в том числе) уже крепили к стопе самые разные зажимы, из которых «Basic» до сих пор остается актуален для этой цели, так как это полноценный зажим для любых операций, а не предельно специализированный, как «Пантин».

В итоге выяснилось, что зажим на стопе действительно удобен: на больших пролетах , но там веревка через несколько метров и сама выходит вниз из «кролля» под своим весом и при грамотной технике подъема.

Но есть и минусы

На каждом ПЗ необходимость отстегивать и пристегивать дополнительную железяку тоже не радует, а потом еще пару метров выдирать из нее рапель, пока она не пойдет сама (несмотря на слабую пружинку «Пантина» с ним аналогичная история).

Кроме того, существует масса мелких отвесов, где пристегивать «ногу» просто в лом.

Кроме того, навалом наклонных подъемов, где зажим на ноге просто мешает — валит нас пузом на скалу.

Между отвесами не очень удобно ковылять по пещере с зажимом на ноге... Значит, снимать, а потом одевать?

Ну, и другое.

Все это я говорю не для того, чтобы опорочить «Пантин» — нет! Прекрасная железка, когда к месту.

Просто подчеркиваю актуальность совершенного владения техникой работы ногами для вытаскивания рапели из «кролля» при подъеме.

Подъем с упором в педаль и захватом веревки двумя ногами

Эта техника полезна в следующих случаях

1) При движении в чистом отвесе и вдоль отвесных стен. Даже если веревка уже сама проваливается через «кролль», упор в веревку помогает удерживаться вертикально, не так устаешь.

2) При подъеме с грузом

3) Когда устал.

Исходное положение:

1) Оба зажима на веревке, сидим на «кролле».

2) Чересплечный ремень затянут до отказа, чтобы исключить люфт «кролля».

3) Обе стопы вставлены в стремя педали, а веревка из-под «кролля» заложена между стопами снаружи, со стороны носков.

Цикл подъема таков:

1) Поднимаем руками ведущий зажим, одновременно как бы переворачиваясь навзничь и этим поднимая ноги.

В этот момент держим носки разведенными на 5-10 см, чтобы веревка могла свободно проходить между ними вниз. Если веревка все же зацепилась, изогнувшись, легко поправить ее рукой.

(технику демонстрирует Алина Гаузштейн, клуб «Сумган», 1988 год)

Вот этот подъем ног переворотом редко понимается сразу — народ начинает тянуть вверх бедра, напрягая пресс и руки. На самом деле все делается без малейших усилий — качнулся назад, и ноги наверху!

2) Теперь смыкаем носки стоп, направляя их внешними рантами вниз — упор в стремя, а носочками прихватывая и прижимая веревку — как бы наступая нога на ногу

3) Постепенно перенося вес на сомкнутые в стремени и сжимающие веревку стопы, подтягиваем ноги под себя для последующего вставания.

Не вперед! — показывает Алинка, — Хотя бы и скала была рядом. А именно под себя.

4) После чего встаем, отталкиваясь ногами в стремя вниз, под себя, как быдо встаем со стула без помощи рук (попробуйте!).

Руки держат веревку и ведущий зажим повыше и подтягивают нас вверх. В этом моменте вставания прнимает участие все тело, а не только ноги, или еще того хуже — руки!

Не держитесь так, как Алина на правой фото — это трудно. Руки должны располагаться чуток повыше — не за ручку пуани, а за его корпус. За ручку удобно на наклонках, не на отвесах.

Внимание! Если ставить стопы параллельно и разводить их целиком, а не только носочки, то веревка, скорее всего уляжется на стремя между ногами, и как только сможет — скинет стремя в сторону пяток! (это помимо того, что длины педали будет немного не хватать для полного распрямления коленей).

Подъем упором в педаль и зажватом веревки одной ногой

Очень часто работать двумя ногами трудно из-за характера самого подъема или в этом просто нет необходимости. Например:

1) При движении вдоль наклонных стен, и чем положе уклон, тем более проблемно использовать обе ноги в педали.

2) На каскадах мелких уступов, где дольше впихивать ноги в стремя и вытаскивать, чем выйти одной ногой.

3) При движении налегке, с небольшим грузом, при отсутствии усталости.

Кроме всего, работать одной ногой часто удобнее из-за координации движений и более стабильного равновесия — вторая нога отталкивается от стены. Одной ногой чуть выше поднимаешься на педали — парадоксально, но как-то так получается. Может быть за счет дорабатывания стопой и лучшей координации?

Подниматься одной ногой проще, чем двумя, и осваивается легко.

Но чтобы успешно протаскивать веревку одной ногой, есть одна небольшая тонкость в движении ноги .

1) Вставляем опорную ногу в стремя, оставляя веревку снаружи-справа, так, чтобы она улеглась на взъем ноги, вставленной в стремени. Помогаем рукой (часто на первом шаге без этого никак)

2) Поднимаем руками ведущий зажим, одновременно поднимая опорную ногу в стремени. Но не просто поднимаем!

Нога должна сделать этакий балетный финт: колено идет в сторону, а стопа под себя — при этом мы обеспечиваем веревке наилучшую прямизну из под «кролля», и она легче всего проваливается вниз даже под минимальным своим весом

Ни в коем случае не следует поднимть ногу просто прямо вверх — веревка обязательно застрянет у стремени и даст изгиб, который придется продергивать руками

3) После того, как зажим с педалью и ногой подняты, перед тем как встать, надо сделать обратное движение — вернуть колено внутрь, поставив ногу прямо. При этом веревка обязательно прижмется между голенью и педалью!

4) Встать на опорной ноге, помогая руками, которые держатся повыше — за корпус зажима и веревку над ним.

5) И тут же без паузы мягко сесть на «кролль». Не надо плюхаться на «кролль», как дома на диван, — мы на веревке!

Вот этот «финт» — колено в сторону — внутрь — встали , и дает без проблем протаскивать веревку из «кролля» одной ногой.

http://www.soumgan.com/ — link

Это потом все получается как бы само собой — тело уже автоматически совершает нужные движения. А поначалу в процессе изучения техники иногда один неверно понятый или недопонятый момент может напрочь сбить удовольствие и впечатление от техники.

Ведь хороший спуск - это безопасный спуск!

Спуск по веревке часто называют дюльфером. Ганс Дюльфер - немецкий альпинист, придумавший один из первых способов спуска, предложенный и введенный в практику в начале XX в.
______________

Спуск по закрепленной веревке при помощи страховочного устройства и схватывающего узла.

При необходимости спуститься по веревке применяют следующие техники.

Порядок действий:

Завязать схватывающий узел на веревке и присоединить его к силовому кольцу системы карабином;
выбрать немного веревки через схватывающий узел. Слабина позволяет легко заправить веревку в страховочное устройство;
заправить веревку в страховочное устройство (согласно рекомендациям производителей);
обратно выбрать слабину веревки через страховочное устройство и нагрузить систему, самостраховка при этом перестанет быть нагруженной и ее возможно будет выщелкнуть из станции;
перед спуском необходимо убедиться, что на конце веревки завязан узел (не менее чем в 1 метре от конца) или что она закреплена на нижней станции;
проверить правильность системы, выщелкнуть самостраховку и начать спуск;
спускаться по веревке необходимо плавно, без скачков;

ВНИМАНИЕ!

При нагрузке схватывающий узел не должен упираться в страховочное устройство, расстояние между схватывающим узлом и страховочным устройством должно быть не менее 10 см.

Во время спуска ноги необходимо держать на ширине плеч, желательно под 90° к склону, для более устойчивой позиции;
верхняя рука придерживает схватывающий узел; нижняя рука контролирует плавность выдачи веревки;
приблизившись к станции вщелкнуть в нее свободную самостраховку;
ослабить веревку: сначала выщелкнуть страховочное устройство (оно нагревается при спуске), затем снять схватывающий узел;
дать команду участнику наверху о том, что веревка свободна.

ВНИМАНИЕ!

Во время спуска избегайте движения из стороны в сторону. Горизонтальные колебания нагруженной веревки по рельефу опасны тем, что она может попасть на острые грани рельефа и перетереться.

Спуск с помощью узла UIAA с подстраховкой схватывающим узлом

При отсутствии спускового устройства осуществляется спуск на узле UIAA с подстраховкой схватывающим узлом (который располагается выше узла UIAA на расстоянии, чтобы его легко можно было достать рукой).
Используются только муфтованные карабины. Не зажимайте схватывающий узел в кулак.


Многоверевочный (мультипитчевый) спуск

Во время спуска связки по оборудованному маршруту и при работе с одной веревкой - 40–50 м - используются следующие техники.


Порядок действий:

Во время спуска рекомендуется использование отдельной самостраховки;
● веревку необходимо пропустить в спусковые кольца или кольцо станции;
● разделить веревку пополам и, во избежание трения, пропустить под станцией;
● на концах веревки завязать узлы «полугрейпвайн»;
● сбросить веревку вниз или, разделив на две равные бухты и повесив на петлю, выдавать необходимый минимум при спуске;
● первый участник спускается по двойной веревке на спусковом устройстве с подстраховкой схватывающим узлом;
● спустившись к месту следующей станции, организует новую станцию;
● встает на самостраховку, выдает себе веревку через спусковое устройство, оставив свободную петлю 2 м (необходимая слабина для вщелкивания второго участника);
● закрепляет веревку на станции (например, узлом «восьмерка» через карабин) и отсоединяет спусковое устройство.

● дает команду о том, что веревка свободна;
● участник, находящийся наверху, организует спуск на двойной веревке со схватывающим узлом;
● после прищелкивания схватывающего узла и спускового устройства выщелкивает самостраховку, разбирает станцию и спускается к нижнему участнику;
● спустившись на станцию, встает на самостраховку, освобождает веревки, на концах веревки развязывает узлы;
● оба участника продергивают веревку и организуют новый спуск.

ВНИМАНИЕ!
Важно обращать внимание на то, чтобы веревка не терлась о стропы станции и самостраховки.

Узел для продергивания веревки

При организации спуска с двумя веревками и их последующим продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен и узел может застрять, используется «простой» или «плоский» узел. Данный узел лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф.

ВНИМАНИЕ!

Свободные концы веревок после завязывания узла «простой» или «плоский» должны быть не менее 25–30 см! Использование в такой конфигурации узла «восьмерка» опасно поскольку узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, чем плоский узел.


Спуск и продергивание веревки:

  • Прищелкнуть карабин для расправления ветвей обеих веревок во время спуска. Данный способ также называется "расческой";
  • Сдергивающая (синяя) веревка должна находиться ближе к скале, иначе при сдергивании возможно застревание (закусывание) веревок.

Почему многие альпинисты не любят дюльфер?
Дюльфер – это как раз такой элемент альпинизма, который нравится тем, кто не знаком с его опасностями. Следовательно, профаны от него в восторге, а вот опытные альпинисты – нет. По-видимому, причиной этого является то, что профаны никогда не совершали дюльфер в естественных, лишенных страховки условиях. Один спуск при обыденных для альпиниста опасностях заставил бы их кардинально изменить свою точку зрения.

Так почему же большинство альпинистов не любят дюльфер ? В первую очередь это обусловлено двумя факторами:

Билет в один конец, без возможности отыграть все назад;
большая вероятность ошибки.

Впрочем, немного поразмыслив, можно уменьшить степень риска, хотя и не избежать его полностью.

Какая веревка лучше всего подходит для дюльфера?

Если вы хотите спуститься на расстояние, меньшее, чем полверевки, то вам подойдет любая веревка. Просто закрепите середину веревки на дюльферной точке и спустите вниз оба ее конца.

Если же длина дюльфера больше (вплоть до одной веревки), то вам понадобятся две веревки. Единственным ограничением является то, что обе они должны быть одного диаметра. Использование 11-миллиметровой веревки вместе с 8.5-миллиметровой приведет к неприятностям, потому что веревки будут по-разному взаимодействовать со спусковым устройством. Более толстая веревка будет создавать большее трение и, следовательно, медленней проходить через спусковое устройство. Впрочем, если разница в диаметрах невелика – скажем, 8.5 и 9 миллиметров – то беспокоиться не о чем.

Дюльфер в отвесе

Каким узлом мне следует связать веревки?

Существует множество споров касательно того, каким узлом лучше связывать две веревки, и с годами представления об этом вопросе изменились.

В таблице ниже собраны различные типы узлов, которыми обычно связывают веревки при дюльфере. Есть один нюанс: для всех узлов длина свободных концов не должна быть меньше 30 см, чтобы можно было нормально затянуть узел.

Узел Сложность Примечания
Грепвайн (двойной рыбацкий) Легко ошибиться Это узел, по которому оцениваются все остальные узлы. Будучи правильно завязанным, он будет самым прочным для нашей цели. Если у вас веревки разного диаметра, то это единственный приемлемый узел. Однако у него есть существенные недостатки: затянутый под нагрузкой узел тяжело развязать; кроме того, он симметричен, и поэтому легко застревает.
Восьмерка Не так прост, как кажется Чтобы правильно завязать восьмерку, необходимо проследить, чтобы обе веревки прошли определенным образом через узел. В стрессовой ситуации это сложно проверить. Кроме того, этот узел обладает опасной тенденцией перемещаться по веревке, если нагрузка приходится под прямым углом к его основной оси. Не рекомендуется.
Простой узел (overhand knot) Очень прост На первый взгляд выглядит менее надежным, чем восьмерка, однако он и прочнее, и более устойчив к нагрузкам, приложенным поперек его оси
Прямой узел (рифовый) Простой и легкий Прямой узел (рифовый) очень просто вязать, однако, подобно грепвайну, он подвержен застреванию. Это очень плохой узел для связывания веревок различного диаметра. Пожалуй, лучше всего его использовать в центре грепвайна, используя последний для большей безопасности.

Какой же из них лучше?

Это зависит от конкретной ситуации. Но опыт и практика выделяют двух фаворитов:

  1. Грепвайн, или прямой, обвязанный грепвайном – если у вас веревки разных диаметров. Вы должны быть уверены в своей безопасности.
  2. Простой узел – если рельеф, по которому вам предстоит спускаться, изрезан, и вы не хотите, чтобы веревка застряла. Простой узел может использоваться, как стопорный на конце верёвки и контрольный для других узлов. Используется в большинстве случаев.

Что будет хорошим креплением для дюльфера?

В целом это любая точка, на которой можно надежно закрепить веревку. Если поблизости нет стационарной спусковой станции, вам придется пожертвовать своим снаряжением для ее создания. Как правило, это пара петель или отрезков репшнура для замены существующих (которые могут быть изношены по причине постоянного использования).

Какой дюльфер лучше? Австралийский?

Конечно же, нет! Австралийский дюльфер хорош в тех случаях, когда у вас есть надежная станция и впечатлительная аудитория. В горах все иначе, и вам необходимо нагружать систему как можно меньше, в особенности крепления.
Максимальная нагрузка на крепления приходится на первые метры спуска, поэтому здесь вам нужно двигаться как можно плавней, сползая с уступа и следя за тем, чтобы веревки не перегибались через острые кромки и не спутывались под вами. Разведите пошире ноги для большей устойчивости и шагайте вниз по камням как можно аккуратней.

У выступа острые кромки! Как мне защитить веревки?

Лучше всего подложить под веревку что-то вроде пустого рюкзака. Также подойдет и кусок каремата, или прикупите специальные протекторы для веревки (на фото ). Привяжите их прусиком к веревке, которую будете тянуть при сдергивании. Это не даст им соскользнуть на кромке или в кулуаре и потеряться. Напарник может поправлять их положение во время спуска первого.

Я теряю контроль! Как замедлить спуск?

Для того, чтобы увеличить трение, все, что вам нужно – это второй карабин, желательно муфтованный. Просто вщелкните его в петлю веревок, пропущенных сквозь спусковое устройство, и в спусковое кольцо вашей беседки, продублировав таким образом основной карабин. Это заставит веревку, проходящую сквозь систему, соприкасаться с большей площадью, и увеличит таким образом трение. Заметьте, что защелка второго карабина должна быть противоположна защелке основного, даже если оба они муфтованные.

Как вщелкнуть второй карабин для увеличения трения

Я с трудом продвигаюсь! Как уменьшить трение в страховочном устройстве?

Для того чтобы уменьшить трение, опять-таки возьмите второй карабин, но на этот раз вщелкните его лишь в петлю веревок, проходящих через систему. Расположить его необходимо между задней частью спускового устройства и основным карабином. Это заставит веревку меньше изгибаться при прохождении сквозь систему.

Что сделать, чтобы не выронить восьмерку при организации дюльфера?

Тут все просто. Пусть восьмерка будет вщелкнута в карабин большим отверстием. Когда вам нужно будет задействовать ее, пропустите петлю веревки сквозь большое отверстие, как обычно, а затем оберните ее вокруг маленького отверстия, опять-таки как обычно. Устройство теперь пристраховано весом веревки, и вы можете выщелкнуть его большое отверстие и вщелкнуть обратно маленькое, приведя его в готовность.

Для того чтобы вытащить веревку, просто повторите все вышеописанное в обратном порядке:

Вщелкните восьмерку большим отверстием

Не выщелкивая веревку, протяните петлю сквозь большое отверстие

Охватите петлей основание устройства

Выщелкните устройство из карабина и вщелкните обратно маленьким отверстием

Как мне не соскользнуть с конца веревки?

Завяжите по узлу на каждом конце веревки во избежание соскальзывания с нее. Вам необходимо проделать это с обеими концами, ибо если вы завяжете узел лишь на одном конце, то можете выдернуть веревку из спусковой станции. Это также облегчает поиск концов сброшенной веревки, в случае сильного ветра или изрезанного рельефа. Чтобы не забыть, какую из веревок тянуть на следующей станции (или «земле»), вщелкните карабин в узел на ее конце.

Как мне запомнить, какую веревку тянуть?

Соедините оттяжкой систему и сдергиваемый конец веревки. Это также дает то преимущество, что веревки не спутаются при сдерге.

Как обезопасить себя?

Учитывая, что вы полностью полагаетесь на спусковую станцию и веревки и не можете на это влиять, единственным слабым звеном являетесь вы сами.
Если существует вероятность камнепада, лучше привязать себя французским прусиком или узлом клемхайст к ОБЕИМ веревкам. Располагать ли этот узел выше или ниже спускового устройства – решать вам, лично я слышал весомые аргументы в пользу обоих вариантов, но при этом предпочитаю вязать его над спусковым устройством.

Как дюльфернуть на всю длину веревки?

Изредка вам нужно спуститься на всю длину, имея в наличии лишь одну надежную веревку. Например: вторая веревка повреждена и ненадежна. Или, скажем, вы лезете налегке с одинарной 9-миллиметровой веревкой и прихватили что-то вроде 6-миллиметрового репшнура для нештатных ситуаций. Итак – как спуститься на 50 метров?

  • Проденьте надежную веревку через спусковую станцию, затем свяжите ее со вспомогательной грепвайном или прямым узлом, обвязанным грепвайном;
  • Навяжите восьмерку или австрийский проводник на надежной веревке рядом с двойным рыбацким узлом, и вщелкните в нее карабин;
  • Защелкните карабин на хорошей веревке с обратной стороны дюльферной точки («удавка»);
  • Теперь спускайтесь по надежной веревке, карабин надежно закрепит ее под нагрузкой;
  • Завершив спуск, стягивайте неиспользованную веревку (репшнур). Веревки спустятся, как и положено.

Перевод: Богуш Роман (г.Херсон)

Публикация данного материала на других ресурсах запрещена!