Спортинвентарь своими руками для детей. Нестандартное оборудование, которое применяется в доу. Смотры-конкурсы, выявляющие лучший спортивный уголок

16.10.2023

Выписка из Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»:

Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования

Подраздел 6. Спортивный комплекс

Часть 1. Оборудование универсального спортивного зала 18x30 м, 24x42 м

1.6.1. Табло электронное игровое (для волейбола, баскетбола, футбола, гандбола) с защитным экраном

1.6.2. Комплект скамеек и систем хранения вещей обучающихся

1.6.3. Стеллажи для инвентаря

Спортивные игры

1.6.4. Стойки волейбольные универсальные на растяжках (для волейбола, бадминтона, тенниса) с механизмом натяжения, протектором и волейбольной сеткой.

1.6.5. Ворота для гандбола, минифутбола складные (Комплект из 2 ворот с протекторами и сетками)

1.6.6. Мяч баскетбольный № 7 тренировочный

1.6.7. Мяч баскетбольный № 7 для соревнований

1.6.8. Мяч баскетбольный № 5

1.6.9. Мяч футбольный № 5 тренировочный

1.6.10. Мяч футбольный № 5 для соревнований

1.6.11. Мяч волейбольный тренировочный

1.6.12. Мяч волейбольный для соревнований

1.6.13. Мяч футбольный № 4

1.6.14. Насос для накачивания мячей

1.6.15. Жилетка игровая

1.6.16. Тележка для хранения мячей

1.6.17. Сетка для хранения мячей

1.6.18. Конус с втулкой, палкой и флажком

Гимнастика, фитнес, общефизическая подготовка

1.6.19. Скамейка гимнастическая жесткая

1.6.20. Мат гимнастический прямой

1.6.21. Мостик гимнастический подпружиненный

1.6.22. Бревно гимнастическое напольное 3 м

1.6.23. Перекладина гимнастическая пристенная

1.6.24. Консоль пристенная для канатов и шестов (3 крюка)

1.6.25. Канат для лазания

1.6.26. Шест для лазания

1.6.27. Перекладина навесная универсальная

1.6.28. Брусья навесные

1.6.29. Доска наклонная навесная

1.6.30. Тренажер навесной для пресса

1.6.31. Тренажер навесной для спины

1.6.32. Комплект для групповых занятий (с подвижным стеллажом)

Лёгкая атлетика

1.6.33. Стойки для прыжков в высоту

1.6.34. Планка для прыжков

1.6.35. Мяч для метания

1.6.36. Щит для метания в цель навесной

1.6.37. Барьер легкоатлетический регулируемый, юношеский

Подвижные игры и спортмероприятия

1.6.38. Набор для подвижных игр (в сумке)

1.6.39. Комплект для проведения спортмероприятий (в бауле)

1.6.40. Комплект судейский (в сумке)

1.6.41. Музыкальный центр

Часть 2. Кабинет учителя физкультуры

1.6.42. Персональный компьютер (ноутбук) с установленным ПО

1.6.43. Стол компьютерный

1.6.44. Многофункциональное устройство с цветной печатью

1.6.45. Комплект видео программ по физической культуре

1.6.46. Информационный щит

Часть 3. Снарядная (дополнительное вариативное оборудование и инвентарь)

1.6.47. Стеллажи для лыж

1.6.48. Лыжный комплект

1.6.49. Клюшки хоккейные

1.6.50. Стол для настольного тенниса передвижной для помещений

1.6.51. Комплект для настольного тенниса

1.6.52. Стойки для бадминтона

1.6.53. Набор для бадминтона (в чехле)

1.6.54. Конь гимнастический малый

1.6.55. Тележка для перевозки матов

1.6.56. Мат гимнастический складной

1.6.57. Комплект поливалентных матов и модулей

1.6.58. Определитель высоты прыжка

1.6.59. Обруч гимнастический

1.6.60. Медболы

1.6.61. Степ платформы

1.6.62. Снаряд для функционального тренинга

1.6.63. Снаряд для подтягивания/отжимания

1.6.64. Тумба прыжковая атлетическая

1.6.65. Канат для перетягивания

1.6.66. Граната для метания

1.6.67. Пьедестал разборный

1.6.68. Аптечка медицинская настенная

1.6.69. Стеллажи для инвентаря

1.6.70. Шкаф-локер для инвентаря

1.6.71. Коврик дезинфекционный

Часть 4. Малый спортивный зал 12x24 м

Спортивные игры

1.6.72. Стойки волейбольные универсальные пристенные (для волейбола, бадминтона, тенниса) с механизмом натяжения, протектором и волейбольной сеткой

1.6.73. Скамейка гимнастическая жесткая

1.6.74. Лента для художественной гимнастики

Дополнительное вариативное оборудование

1.6.75. Зеркало травмобезопасное

1.6.76. Тренажер беговая дорожка (электрическая)

1.6.77. Тренажер эллипсоид магнитный

1.6.78. Велотренажер магнитный

1.6.79. Тренажер на жим лежа

1.6.80. Тренажер на жим стоя

1.6.81. Тренажер для бицепсов

1.6.82. Тренажер для пресса

1.6.83. Тренажер для пресса ногами

1.6.84. Скамья атлетическая универсальная

1.6.85. Скамья атлетическая горизонтальная

1.6.86. Тренажер для мышц спины

1.6.87. Стеллаж для гантелей

1.6.88. Комплект гантелей обрезиненных

1.6.89. Штанга обрезиненная разборная

1.6.90. Мяч для фитнеса

1.6.91. Палка гимнастическая утяжеленная (боди бар)

1.6.92. Упоры для отжиманий

1.6.93. Тумба прыжковая атлетическая

1.6.94. Музыкальный центр

Комплект для фитнеса и хореографии

1.6.95. Зеркало травмобезопасное

1.6.96. Станок хореографический двухрядный

1.6.97. Кронштейн для фитболов

1.6.98. Комплект баннеров для оформления зала

1.6.99. Телевизор с DVD на кронштейне

1.6.100. Музыкальный центр

1.6.101. Комплект для групповых занятий (с подвижным стеллажом)

1.6.102. Комплект для силовой гимнастики (с подвижным стеллажом)

1.6.103. Степ-платформа

1.6.104. Мяч для фитнеса

1.6.105. Банкетки

1.6.106. Шкаф-локер для инвентаря

1.6.107. Коврик дезинфекционный (с дезинфикционным раствором)

Комплект для занятий гимнастикой, акробатикой, единоборствами

1.6.108. Ковер гимнастический

1.6.109. Мат для приземлений и отработки бросков

1.6.110. Зеркало передвижное травмобезопасное

1.6.111. Модуль-трапеция большой

1.6.112. Ковёр борцовский

1.6.113. Манекены для занятий единоборствами (120-140-150-165 см, 15-22-26-40 кг)

1.6.114. Жгут тренировочный полимерный эластичный

1.6.115. Стенка гимнастическая

1.6.116. Перекладина навесная универсальная

1.6.117. Брусья навесные

1.6.118. Доска наклонная навесная

Дополнительное вариативное оборудование по видам спорта

Бадминтон

1.6.119. Волан

1.6.120. Ракетка для бадминтона

1.6.121. Сетка для бадминтона

1.6.122. Стойки для крепления бадминтонной сетки (стационарные, передвижные, пристенные)

1.6.123. Струны для бадминтона

Баскетбол

1.6.124. Кольцо баскетбольное

1.6.125. Сетка баскетбольная

1.6.126. Стойки баскетбольная игровая передвижная (детская), мобильная, стационарная

1.6.127. Ферма для щита баскетбольного

1.6.128. Щит баскетбольный

1.6.129. Мячи баскетбольные (размер 3, 5, 6, 7)

Велоспорт

1.6.130. ВМХ-велосипед

1.6.131. Горный велосипед

1.6.132. Запасные части для ремонта велосипедов

1.6.133. Комплект защиты

1.6.134. Стойка и комплект инструментов для ремонта велосипеда

1.6.135. Стойки для велосипедов

Волейбол

1.6.136. Антенны с карманом для сетки

1.6.137. Вышка судейская универсальная

1.6.138. Мяч волейбольный

1.6.140. Протектор для волейбольных стоек

1.6.141. Сетка волейбольная

1.6.142. Стойка волейбольная универсальная

1.6.143. Тренажёр для волейбола

Гандбол

1.6.144. Ворота для мини-гандбола или гандбола

1.6.145. Мяч для метания

1.6.146. Сетка гашения

1.6.147. Сетка для ворот

1.6.148. Стойка для обводки

1.6.149. Мяч гандбольный (размеры - 1, 2, 3)

Городошный спорт

1.6.150. Бита

1.6.151. Городки

1.6.152. Листы с разметкой города

1.6.153. Отбойная стенка

1.6.154. Сетка для ограждения

1.6.155. Фиксированные планки на лицевых линиях конов и полуконов

Греко-римская и вольная борьба

1.6.156. Борцовский тренировочный манекен

1.6.157. Комплект борцовского ковра (покрытие, маты)

Дартс

1.6.158 Дротик

1.6.159. Мишень

Дзюдо

1.6.160. Татами (маты для дзюдо)

1.6.161. Тренировочные борцовские манекены

Лёгкая атлетика

1.6.162. Барьер легкоатлетический.

1.6.163. Брусок для отталкивания

1.6.164. Граната спортивная для метания

1.6.165. Диск легкоатлетический

1.6.166. Дорожка для разбега

1.6.167. Зона приземления для прыжков

1.6.168. Линейка для прыжков в длину

1.6.169. Метательный снаряд

1.6.170. Мяч малый для метания

1.6.171. Планка для прыжков в высоту

1.6.172. Стартовая колодка легкоатлетическая

1.6.173. Стойка для прыжков в высоту

1.6.174. Экран защитный

1.6.175. Эстафетная палочка

Лыжные гонки

1.6.176. Ботинки для лыж

1.6.177. Инвентарь для мелкого ремонта лыж

1.6.178. Инвентарь для обработки лыж

1.6.179. Крепления для лыж

1.6.180. Лыжи

1.6.181. Лыжные палки

1.6.182. Смазки для лыж

1.6.183. Станок для обработки и подготовки лыж

Настольный теннис

1.6.184. Мяч для настольного тенниса

1.6.185. Ракетка для настольного тенниса

1.6.186. Сетка

1.6.187. Стол теннисный любительский

1.6.188. Стол теннисный профессиональный

1.6.189. Тренировочный робот

Плавание

1.6.190. Аквапалка

1.6.191. Акватренер двойной, с поясом

1.6.192. Дорожки ортопедическая, резиновая

1.6.193. Доска

1.6.194. Жилет плавательный спасательный (страховочный)

1.6.195. Игрушки плавающие

1.6.196. Катушка для хранения разделительных дорожек

1.6.197. Коврик резиновый

1.6.198. Комплект для подводного плавания

1.6.199. Контактные элементы

1.6.200. Контейнер для хранения инвентаря

1.6.201. Крепление для спасательного круга

1.6.202. Круг спасательный (детский облегченный)

1.6.203. Лопатки для рук разных размеров

1.6.204. Мяч резиновый

1.6.205. Надувные круги и нарукавники для плавания

1.6.206. Обручи плавающие (горизонтальные)

1.6.207. Обручи с грузами (вертикальные)

1.6.208. Поплавок цветной (флажок)

1.6.209. Пояс с петлей для обучения плаванию

1.6.210. Разделительная волногасящая дорожка

1.6.211. Разделительная дорожка

1.6.212. Разделительный блок

1.6.213. Спасательный линь

1.6.214. Термометр для воды

1.6.215. Термометр комнатный

1.6.216. Часы-секундомер (настенные)

1.6.217. Шест пластмассовый

1.6.218. Шест спасательный с петлей

Пулевая стрельба

1.6.219. Доска информационная

1.6.220. Инвентарь для стрельбы

1.6.221. Металлический шкаф

1.6.222. Очки защитные

1.6.223. Пневматическая винтовка

1.6.224. Пневматический пистолет

1.6.225. Пулеулавливатель с мишенью

Регби

1.6.226. Ворота

1.6.227. Мешок для захватов

1.6.228. Мяч регбийный

1.6.229. Обтяжка боковых стоек ворот

1.6.230. Подушка регбийная тренировочная

1.6.231. Сетка для ворот

1.6.232. Стойка для обвода

Самбо

1.6.233. Ковер для самбо

Скалолазание

1.6.234. Каска

1.6.235. Релаксационная стенка

1.6.236. Оборудование для скалодрома с зацепками

1.6.237. Специальное снаряжение

1.6.238. Страховочное снаряжение

1.6.239. Траверсы

Скейтбординг

1.6.240. Скейтборд

Софтбол

1.6.241. Бита

1.6.242. Защитные элементы

1.6.243. Ловушка (перчатка)

Спортивная гимнастика

1.6.245. Бревно гимнастическое напольное постоянной высоты

1.6.246. Бревно гимнастическое тренировочное

1.6.247. Брусья гимнастические параллельные

1.6.248. Брусья гимнастические разновысокие

1.6.249. Козел гимнастический

1.6.250. Кольца гимнастические

1.6.251. Конь гимнастический

1.6.252. Мост гимнастический подкидной

1.6.253. Перекладина гимнастическая

1.6.254. Скамейка гимнастическая универсальная (бревно напольное)

Спортивное ориентирование и спортивный туризм

1.6.255. Верёвка туристическая

1.6.256. Емкость для воды

1.6.257. Коврик бивачный

1.6.258. Компас спортивный

1.6.259. Комплект туристический бивуачный

1.6.260. Контрольный пункт с системой отметки

1.6.261. Костровой набор

1.6.262. Набор канатов

1.6.263. Набор шанцевого инструмента

1.6.264. Разметочная полимерная лента

1.6.265. Рюкзак туристический

1.6.266. Стол переносной раскладной с комплектом стульев

1.6.267. Тент

1.6.268. Фонарь кемпинговый

Теннис

1.6.269. Корзина для сбора и подачи мячей

1.6.270. Линии для разметки грунтового корта

1.6.271. Мяч для тенниса

1.6.272. Оборудование для ухода за теннисным кортом

1.6.273. Переносной барьер-сетка для мини-тенниса

1.6.274. Разделительная сетка

1.6.275. Ракетка теннисная

1.6.276. Рулон разметочных линий для укороченных кортов

1.6.277. Сетка для тенниса

1.6.278. Стойка универсальная

1.6.279. Тренировочная мишень

Фитнес-аэробика

1.6.280. Боди-бар

1.6.281. Гантели

1.6.282. Диск для баланса

1.6.283. Клипса палка-обруч

1.6.284. Клипса палка-палка

1.6.285. Лестница для функционального тренинга длинная

1.6.286. Мяч для фитнеса

1.6.287. Мяч гимнастический глянцевый

1.6.288. Мяч гимнастический овальный

1.6.289. Обруч детский плоский

1.6.290. Подушка балансировочная

1.6.291. Полусфера степ

1.6.292. Резиновые амортизаторы для выполнения силовых упражнений с цветовой кодировкой

1.6.293. Степ платформа

1.6.294. Стойка для боди-баров

1.6.295. Стойка для резиновых амортизаторов

1.6.296. Стойка для хранения полусфер степ

1.6.297. Стойка для хранения дисков

1.6.298. Стойка для хранения мячей для фитнеса

1.6.299. Утяжелители ленточные

Флорбол

1.6.300. Клюшка для флорбола

1.6.301. Комплект защитной формы для вратаря

1.6.302. Комплект защитных бортов

1.6.304. Сетка

Футбол

1.6.305. Мяч футбольный (размер 2, 3, 4, 5)

Хоккей и фигурное катание на коньках

1.6.306. Клюшка для игры в хоккей

1.6.307. Коньки для фигурного катания

1.6.308. Коньки хоккейные обычные

1.6.309. Оборудование для сушки коньков

1.6.310. Станок для заточки коньков

1.6.311. Стойка для клюшек

1.6.312. Шайба для игры в хоккей

Художественная гимнастика

Физическое воспитание малышей в детском саду – это один из способов развития детей, который подразумевает не только улучшение их здоровья, но еще и получение ими навыков взаимодействия с другими людьми. Для этого необходимо обустроить в детском саду, в котором будут находиться самые разнообразные предметы и тренажеры.

Особенности оформления для разных возрастных групп

Прежде чем оформить спортивный уголок, необходимо учесть возрастные особенности детей:

  1. Если речь идет о младшей группе, то спортивная площадка должна быть частью игровой зоны. На ней обычно присутствуют мячи разных размеров и горки для ходьбы.
  2. Для детей из средней группы необходимо подготовить пространство, в котором, кроме перечисленных предметов, будут находиться стенды с информацией о разных видах спорта. Также на площадке должны располагаться дартс, кегли и другие подобные предметы для проведения спортивных игр.
  3. В старшей группе все ранее перечисленное дополняется ковриками, которые необходимы для фитнеса. Также на специальных стендах предоставляется информация о правилах проведения игр.

Кроме этого, для каждой возрастной группы должны иметься специальные дорожки, которые предназначены для правильного развития стоп детей. Также в саду должны находиться следующие предметы:

  • маски;
  • мячи;
  • наборы для занятий спортивными играми.

Кроме этого можно придумать название спортивного уголка в детском саду, чтобы сделать его более привлекательным для малышей.

Виды спортивного инвентаря

Для оборудования места для занятий физической культурой в детском саду чаще всего используются:

  • шведские стенки;
  • мячи;
  • гимнастические коврики;
  • обручи;
  • скакалки;
  • кольца для баскетбольных мячей.

Стоит помнить и о музыкальном сопровождении. Для этого обычно устанавливается акустическая система или магнитофон. Также в там обычно имеется оборудование, которое изготавливается самими воспитателями и родителями. Примерами могут служить следующие предметы:

  1. Дорожки здоровья, созданные на тканевой основе, на которую нашиты, например, пуговицы. Такие приспособления способствуют массажу стоп детей и являются средством профилактики плоскостопия.
  2. Тренажеры для дыхательной гимнастики. В пример можно привести бумажные фигурки, которые воспитанники должны сдуть со стола.
  3. Игры, похожие на «твистер» с изображением стоп и кистей. Они способствуют развитию координации движения детей и развитию пространственного восприятия.
  4. Эспандеры.
  5. Разнообразные маски. Они необходимы для подвижных игр.

Во время оборудования спортивного уголка стоит помнить, что список предметов ограничен только воображением воспитателей. Поэтому при возможности стоит уделять время созданию нового инвентаря. Создав спортивный уголок в детском саду своими руками можно быть уверенным в его надежности и безопасности.

Требования, предъявляемые к спортивным уголкам

Во время оформления уголка для занятий физической активностью необходимо учитывать некоторые требования. Отличительными чертами такого помещения должны являться:

  1. Содержательная насыщенность. Это говорит о том, что в детском саду должно быть все необходимое для всестороннего физического развития малышей определенной возрастной группы.
  2. Гибкость игрового пространства. Этот параметр означает, что на небольшой площади должны помещаться предметы для разных видов деятельности, которые не ограничивают свободное пространство.
  3. Возможность использовать все элементы окружающей среды. Эта особенность заключается в рациональном размещении всего инвентаря.
  4. Безопасность. Спортивный уголок в группе детского сада не должен размещаться рядом с окнами или в местах, где активные действия детей могут привести к созданию опасной для них ситуации.
  5. Гигиеничность помещения.
  6. Соответствие интерьеру комнаты. Это необходимо для того, чтобы дети хотели заниматься физической активностью. Даже при хорошей работе воспитателей при неправильном оформлении многие не захотят играть даже в любимые игры.
  7. Соответствие возрастным особенностям. При этом стоит создать условия, в которых дети имеют свободный доступ ко всем представленным предметам.
  8. Экологичность. При подборе оборудования и материалов для его создания следует подходить к этому процессу очень внимательно.

Задачи воспитателя при создании спортивного уголка

При оформлении уголка воспитатели, прежде всего, должны заботиться о создании разнообразной физкультурно-игровой среды, которая будет направлена на оптимизацию двигательной активности. При неправильном размещении инвентаря или же при отсутствии необходимых предметов заниматься физической активностью смогут не все дети или это время будет потрачено не эффективно.

Также воспитателям нужно позаботиться о том, чтобы дети обладали знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений. Так как речь идет о детях младшего возраста, стоит задуматься о том, как преподнести им информацию в графическом виде.

Также воспитатели должны способствовать развитию таких качеств, как гибкость, ловкость, координация и быстрота. При этом стоит поощрять двигательное творчество каждого воспитанника, а не просто стараться подчинить всех малышей, чтобы они делали только то, что им говорят.

Одним из наиболее важных компонентов воспитания детей становится пропаганда здорового образа жизни.

Ошибки, совершаемые при оформлении спортивного уголка

При наблюдении за детьми в детском саду можно заметить, что многие из них не стремятся находиться в спортивном уголке. Но из-за чего же это происходит? Причин может быть несколько:

  1. Статичность и однообразие используемых предметов. При отсутствии интересных тренажеров и прочего инвентаря детский спортивный уголок может заинтересовать ребенка только в первый день посещения детского сада.
  2. Несоответствие оборудования возрастным особенностям детей. Из-за этого многим детям не интересно самостоятельно заниматься в спортивном уголке.
  3. Наличие запрета на посещение уголка в определенное время. Некоторые воспитатели используют запреты для того, чтобы им было легче контролировать поведение всех детей. Но такие действия способствуют уменьшению времени, которое тратится на занятия физической активностью. Такие запреты также убивают самостоятельность в воспитанниках.

Наиболее распространенной причиной, из-за которой спортивные уголки в детских садах оборудуются не по всем правилам, становится отсутствие достаточного количества денег, которые необходимы для приобретения оборудования и дополнительных материалов. Чтобы исправить такую ситуацию, можно создавать атрибуты собственными руками из подручных материалов.

Также стоить помнить и о том, что при оформлении нужно обращать внимание на освещение спортивного уголка. Он должен располагаться в месте, где для детей будет достаточно света для игры. Если это условие не будет соблюдаться, то многие малыши просто не захотят играть в плохо освещенном месте, а в худшем случае испортят зрение.

Смотры-конкурсы, выявляющие лучший спортивный уголок

Во многих детских садах проводятся смотры-конкурсы, по результатам которых выявляются лучшие спортивные уголки. Такие мероприятия побуждают воспитателей к творческой активности, а родителей привлекают к проблемам физического воспитания дошкольников.

В результате спортивные уголки в детских садах сильно преображаются, что способствует более активным занятиям воспитанников. Для выявления лучшего спортивного уголка используются критерии, о которых было упомянуто ранее (гигиеничность, безопасность, оригинальность и др.). Для того чтобы победить в описываемом конкурсе, недостаточно просто красиво оформить часть помещения и создать оригинальное оборудование.

Нетрадиционное нестандартное физкультурное оборудование в детском саду

"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его"

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе нашего детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, снижение уровня заболеваемости зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий.

При проектировании предметно-пространственной среды группы, уличного участка, спортивных и музыкального залов, помещения бассейна, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, мы исходим из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей детей.

Ежегодно работа нашего ДОУ начинается с диагностики физического развития и двигательной активности детей, в результате которой ведется физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Обязательным является анкетирование родителей и бесед с ними. Наша задача - насыщение пространства группы, уличного участка группы, музыкального и физкультурного залов, помещения бассейна недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которое соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

У меня разработаны различные виды упражнений с использованием изготовленного мной, коллегами и родителями нестандартного физкультурного оборудования, которые успешно применяются на практике. В нашей группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, цветные дорожки, погремушки, тканевые мячики и т. д).

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование данного оборудования и пособий увеличивает кол-во упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

В нашем дошкольном учреждении существует отдельный спортивный зал и зал ЛФК, помещение бассейна, беговая дорожка, музыкальный зал, каждая возрастная группа имеет свой участок. Установленное в спортивном зале, зале ЛФК, музыкальном зале, в бассейне, на участках красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений и игр.

Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, новых интересов мы удовлетворяем крайне необходимую потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

    создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

    помочь накопить детям опыт и знания для укрепления их физического и психического здоровья;

    стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности и ее дальнейшей успешной социализации;

    направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма каждого ребенка;

    формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, что позволит быть детям физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

В ДОУ№ 459

ПЕРЕЧЕНЬ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И УПРАЖНЕНИЙ С НИМ:

Описание дорожек, следов: бросовый материал – бруски распиленные пополам и укреплены на длинной доске, коврики сплетенные из толстой лески с закрепленными на ней деревянными шариками различных размеров (от мелких к крупным и от крупных к мелким) для дорожек и следов используются части пластикового покрытия с ворсом; на прочный шершавый пластик наклеиваются кусочки различных по текстуре ворса ковровых покрытий, части пластикового конструктора, трубочки разноцветных фломастеров, маркеров.

Бим – Бом, Бим – Бом, в детский садик мы идем. Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки. Наши ножки, наши ножки, ловко ходят по дорожке…



Тоннели

Описание: на обруч нашита ткань, другой конец – свободный

Подушечки

Описание: из различных лоскутков ткани, наполненные сухой крупой, мелкими шариками, маленькими игрушками.

Палки разных размеров

Описание: разные по длине и диаметру хорошо отшлифованные палки и украшенные яркими упаковочными материалами.

Дорожки

Описание: вырезаны из ковровых покрытий, с разной текстурой и уровнем жесткости ворса, широкие и узкие, короткие и длинные.

Ты не бойся темноты, по тоннелю проползи и Дракошу отыщи!

Разноцветные шары

Описание: от стены до противоположной стены по длине зала натянуты 2 лески, на них продеты по 10-12 разноцветных шаров, которые можно передвигать при помощи длинной палки, удерживаемой в вертикальном положении.

На прогулках тянемся до колокольчиков, подвешенных на палках, которые удерживает воспитатель, регулируя высоту по росту каждого ребенка.

Для игры на прогулке также использую сделанного своими руками (при помощи родителей) большого попугая, который подвешивается к высокой стойке. Дети поочередно «кормят попугая» - забрасывая в него мелкие пластиковые мячики – «зернышки»

Волшебные банки, Волшебный мешочек

Описание: бросовый упаковочный материал. К жестяным приклеиваются крышки, чтобы не открывались и раскрашиваются красками в одном стиле или по-разному, картонные можно использовать как для организации игры «Магазин», «Дом», так и для спортивных упражнений: «Построй башню ножками», «Перешагни, не задев верхушку башни» и др.

Мешочек сшит из небольшого лоскута ткани, который сверху затягивается веревочкой, либо на резинке.

Лыжи из пластиковых бутылок

Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа ребенка, края обклеены цветной изолентой или цветной бумагой, которая укреплена скотчем или обвязаны крупным вязальным крючком и толстыми нитками по заранее проделанным дыркам.

Гантели

Описание: пластмассовые белые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные песком по 150-200гр

Разноцветные плоскостные круги

Описание: линолеум

Дуги

Металлические и пластиковые дуги разной высоты, укрепленные на устойчивых подставках, украшены упаковочным материалом, закрепленным скотчем.

Погремушки и мячики

Заводские и сделанные из упаковочного материала, мороженого и киндер сюрпризов, наполненные мелкими шариками, песочком, резаными трубочками для напитков.




И стандартное и нестандартное оборудование используется постоянно и во всех видах деятельности детей и на любых занятиях.

Оборудование группового участка создано своими руками и с помощью родителей воспитанников.



УПРАЖНЕНИЯ

«Бродилки» Ставим ножки так чтобы «косичка» находилась под сводом стопы и бочком проходим по всей длине.


«Ножки – помощницы» Необходимо захватить пальчиками ног жителя домика и через крышу опустить его в жилище. Или загрузить автомобиль различными грузами, не касаясь грузов руками.

«Большая стройка» Игру с песком можно разнообразить. И не только на улице, но и в группе. У нас в группе есть большая емкость с песком, в которой дети любят играть не только руками, но и ногами. Во время игры необходимо все делать только ножками, пальчиками ног.


«Разложи по контейнерам» Пальчиками ног необходимо захватить игрушку и положить в отделение контейнера.

Таким же образом мы делим мелкие игрушки из «киндер сюрприза», которые насыпаются в общую емкость по разным чашкам, чтобы всем досталось поровну (можно посоревноваться, кто быстрее наберет много игрушек).

«Сам себе сюрприз» Лежа на спине ребенок (перед ногами выкладываются предметы, игрушки) собирает себе ногами в коробочку мелкие игрушки, предметы – сюрприз и закрывает ее крышкой, потом рассказывает, что собрал. Затем все вместе проверяем.

«Волшебный мешочек» С завязанными глазами ребенок достает из мешочка предмет, ощупывает его, описывает, пытается назвать предмет и определить его назначение.

Интересно и необычно можно использовать в работе с детьми те игрушки, которые они приносят из дома. «Удочка с рыбками» Ножкой держим удочку и ловим рыбок. Играют все и соревнования проводим между ногами. Какая нога (левая или правая) больше рыбы наловила, та и победила!

«Лилипуты в стране Гулливера» Колокольчик подвешивается на палке и воспитатель регулирует подъем палки в зависимости от роста каждого ребенка. Необходимо в него позвонить дотянувшись.

«Покорми попугая» (можно взять любую другую игрушку – варежку) Каждому необходимо забросить в варежку «зернышко» - мячик. Но сделать это не просто попугай пугливый и сидит высоко! Дотянись и покорми!

«Рыцарский турнир» В боксерских перчатках разворачиваем мелкие предметы. Можно одну руку спрятать в перчатку, а другую оставить свободной.

«Золушка» Детям смешиваем различные крупы. Чем старше дети, тем крупы мельче! Можно взять горох и фасоль. Перебирают стоя на коленях или лежа в разные емкости.


Эстафета «Дотянись до картинки» Детям необходимо дотянуться до части картинки и отсоединить ее. Затем, когда сняты все части, необходимо собрать картинку. Победит та команда, которая быстрее соберет картинку.

Эстафета «Сшей подруге платье» Для работы необходимо собрать цветочки и шнурочки. Каждый из детей выбирает из общей массы ножками 1 цветочек и 1 шнурочек, затем пройдя по «волшебным дорожками», «пришивает» цветочек к платью. Победит та команда, которая быстрее «сошьет» платье.


«Собираемся в поход» Ножками складываем в рюкзак те предметы и вещи, которые необходимы в походе, застегиваем его. Таким же образом «Собираемся в школу», «К бабушке в деревню» и т. д.

«В гости к Кролику» В маленький Бычок-рюкзачок кладем небольшую игрушку – подарок Кролику. Под арками надо подползти и в тоннеле пройти так, чтобы подарок не повредился. Арки могут быть разной высоты, по убывающей или по возрастающей.

«Помоги гостям попасть к Кроту» Тоннель – это норка Крота. Гости – игрушки. По тоннелю необходимо проползти с игрушками – гостями и доставить их к Кроту.

«Карандаши в стаканы» Перед детьми большая масса цветных карандашей для рисования. Пальчиками ног расставляем карандаши по стаканам так, чтобы в каждом стакане были карандаши всех цветов.

«Крышечки» Необходимо пальчиками ног накрутить крышечки на бутылочки, которые удерживает другой ребенок тоже ногами, сначала на одну, например, правой ногой, потом – левой на другую бутылку. Затем дети меняются местами.

«Ножки – художницы» Необходимо удерживать кисть ногами, можно одной и рисовать что-то. Потом все вместе рассматриваем, у кого и что получилось.

«Водоносы» Перед ребенком две емкости. Одна с водой, другая – пустая и ложка. Необходимо ложкой, которую удерживаем пальцами ног, перелить воду из полной емкости в пустую.

«Строители» Ногами строим из деревянного строительного материала постройку. Потом все вместе решаем, чья постройка лучше и прочней.

«Ножки и ручки» Ребенок между ладошками и между стопами ножек зажимает палочки и старается крутить их с одинаковой скоростью.


Имея нестандартное оборудование, педагог может моделировать занятие, разнообразить праздники и развлечения. Ведь активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предмета, позволяют выстроить процесс обучения и развития интересно и с максимальной пользой для ребенка.

Еще одно мероприятие Месячника здоровья в нашем детском саду - конкурс нестандартного физкультурного оборудования. Достаточно было представить одно, но обнаружив массу интересных идей в интернете, захотелось много! Поэтому, ничего не изобретая, мы повторили уже существующий опыт.
Опробовав на детях наши тренажеры, соглашусь, что красочные многофункциональные пособия вызывают у детей восторг! Обогащают двигательный опыт, позволяют разнообразить движения в новой, более интересной форме, развивать чувство формы и цвета, воображение и творчество. Благодаря им у детей повысился интерес к физкультуре, а во время зарядки к нам присоединяются все дети!

Представляем вам нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное из подручных (или простых) материалов своими руками и с помощью родителей.

Театр "Друзья Мойдодыра" , который будет помогать закреплять детям гигиенические навыки: Мыло, Губка, Полотенце, Носовой Платок и Микроб. Уже подготовлен сценарий развлечения для детей при участии родителей. Ссылку не сохранила, к сожалению.

" Попади в чашу" - пособие для развития моторики рук и глазомера, закрепления знаний основных цветов. Изготовлено из картона, ламинированного скотчем, пластиковых бутылок и цветной самоклейки. Вязаные мячики - тактильные (мягкие и "хрустящие"). ссылка

Пособие "Сдуй бабочку с цветка" способствует увеличению объема дыхания, развивает умение выполнять плавный длительный выдох. Материал: диски, самоклейка, изолента, цветная бумага. ссылка

Пособие "Разноцветные змейки" . Цель: профилактика плоскостопия у детей, развитие мелкой моторики рук, формирование математических навыков. Материал: крышки, веревка.ссылка


Тактильные мешочки из тканей разной фактуры, наполненные орехами, тыквенными семечками, макаронами и крупой.

Мягкие напольные шашки, мешочки для метания с песком, массажные пуговичные коврики, "Гольф будущего", "Твистер 0+" с левыми и правыми отпечатками, Слоник-кольцеброс для прокатывания мяча, Змейка, вязаный Жирафик-кольцеброс с корзиной для метания мячей, тактильный коврик для отрабатывания наклонов вперед.

В нашей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, которое представляем вашему вниманию.

Так же наш уголок направлен на снятие агрессии, помогает детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.

«Весёлые карандаши»


Материал
: оборудование изготовлено из цветных карандашей, контейнер от киндер сюрприза.

Задачи: способствовать профилактике плоскостопия, массаж стоп. Улучшение кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий (сохранение и укрепление здоровья)

Варианты использования: Массаж ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями), массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони. Массаж стоп.

«Собери по цвету»


Материал
: Пластиковые бутылки обрезала наполовину. Края обклеены самоклейкой. Плёнка того же цвета, что и пробка. Чтобы дети не забыли, не запутались, какой цвет им нужно собирать.

Задачи: Развитие ловкости, координации движений, сноровки и меткости.

Варианты использования: Пробки рассыпаем и перемешиваем. По команде: «Раз, два, три! «. Дети собирают пробки, каждый своего цвета. Кто первый соберет, Молодец!

«Варежки – липучки»


Материал
: Рукавицы, сшитые из фланелевой ткани, липучки, мячик связанный из шерстяных ниток (внутри контейнер от киндер сюрприза).

Задачи: Совершенствовать умение ловить мяч рукой, учить контролировать свои действия, развивать ловкость рук, координацию движений, навыков метания, а также в самостоятельной двигательной деятельности.

« Ловишки»


Материал
: К ручке пластмассовой бутылки привязана ленточка, а другой её конец прикреплен к контейнеру от киндер сюрприза. Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали - молодцы!
Задачи: Развивают глазомер детей, ловкость, воспитывают волевые качества, внимания, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 179»,

г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия